«Ногами на педалях надо танцевать вальс». Автоинструктор с 15-летним стажем рассказал об актуальных вопросах преподавания

09 Сентября 2020 2187
Получить водительское удостоверение – желание распространенное и не зависящее от пола и возраста. Для каждого ученика сдача на права – это отдельная и неповторимая история, связанная с индивидуальными трудностями: кому-то тяжело дается теория, кто-то не справляется с практикой.

Корреспондент «Лідскай газеты» пообщался с инструктором автошколы «Таррос» Андреем Владимировичем Ничипором и спешит вам рассказать о специфике работы с учениками, а также дать советы, как сдать на права с первого раза.

– Как сложилось, что вы стали автоинструктором? Какие обстоятельства повлияли на выбор профессии?

– Практически всю жизнь связан с автомобилями. Учился на техника-механика в Лидском колледже, в армии был водителем. После службы тесно общался с начальником автошколы. Позже он предложил мне попробовать себя в качестве автоинструктора. Я согласился, и, как говорится, затянуло. Это случилось в 2005 году. С тех пор тружусь в этой сфере: какое-то время был начальником в государственной школе – Лидском филиале Гродненского государственного автоучебного комбината. В 2018 году я стал работать в «Тарросе». Таким образом, стаж работы в качестве автоинструктора – 15 лет.

– Какой у вас водительский стаж?

– Официально водительское удостоверение получил в 1991 году. До получения прав отец с 12 лет учил меня управлять автомобилем: съезжали с проезжей части и начинались мои первые уроки. На то время «подготовку» я проходил на неплохом автомобиле – ЗАЗ-968М. Удивительно, но в прошлом году я увидел этот автомобиль в продаже – и он до сих пор на ходу! 

– Есть ли у вас своя философия работы с учениками? Ищете ли вы индивидуальный подход к каждому?

– У меня одна философия – терпение и труд все перетрут! Когда человек приходит учиться с нуля, с ним приходится плотно работать: следует заставлять думать, как ехать, то есть заставлять трудиться. Если что-то с первого раза не получается, не махать на это рукой. Следующий раз повторить. В общем-то, то, о чем я уже сказал: терпение, терпение и еще раз терпение. В конце занятия могу долго-долго говорить о допущенных ошибках. Было даже такое, что человек пускал слезу. Хотя я не кричал – просто говорил о неоднократных ошибках. Наверное, человеку становилось стыдно за себя. Но в целом, никто никогда не жаловался – все были довольны и благодарили меня. 

В принципе, я не только в обучении спокойный человек, но и в жизни. Меня вывести из себя очень сложно, но если вывести – берегись. Я люблю выражение: «Бойтесь гнева доброго человека».

Есть ли у меня индивидуальный подход? А как же без него? Каждый человек по-своему водит. Могу сделать такой вывод, исходя из того, как ведет себя машина с курсантами: с каждым учеником автомобиль едет по-разному. Кто-то плавно, красиво едет, кто-то дергается, кто-то торопится. Под одну гребенку всех не причешешь. Конкретному ученику указываю на его индивидуальные ошибки. Можно провести аналогию: какой человек имеет темперамент, так автомобиль и движется. Если человек нервный, то, соответственно, и транспорт будет ехать так же. Бывает даже такое: приходит на вождение курсант, а автомобиль с ним дергается, отвратительно едет, и ты думаешь: может, сломалась машина? Но приходит следующий, спокойный ученик, и машина едет плавно. 

– Назовите самые популярные трудности, с которыми сталкиваются курсанты на занятиях…

– Многие говорят: «Пока не пошел учиться в автошколу, проблем с «право-лево» не было». Но самая распространенная трудность – это работа левой ногой. Я всем говорю, что левой ногой нужно работать плавно. Если нога на сцеплении работает правильно, то и машина движется так же. У всех на первых порах трудности одинаковые, не учитывая, конечно, тех, кто пришел в автошколу подученный. А тем, кто пришел и начинает с нуля, нужно расставить акценты: как управлять рулевым колесом, как выжимать сцепление. Еще люблю говорить: «Ногами на педалях надо танцевать вальсок». Но у некоторых на первых порах получается гопак или полька-топотуха… 

– Встречались ли вам ученики, с которыми было крайне тяжело работать? Если да, то в чем были трудности?

– В каждой группе, как правило, есть человек, который, как говорится, тяжелый. Но если работать с ним, не опускать руки, то результат будет виден. По статистике, 2-4% всех людей абсолютно непригодны к вождению автомобиля, 2-4% – абсолютно пригодны, а все остальные – условно пригодные. Чтобы был результат, нужно желание с обеих сторон: и со стороны ученика, и со стороны автоинструктора. 

– Расскажите интересные и смешные случаи из общения и работы с учениками.

– Обычно ученики становятся смешными и интересными на экзамене, потому что для них это серьезный стресс. Я в последнее время говорю: «Если у ученика занять денег накануне экзамена, то после него обучающийся даже не вспомнит, что давал кому-то сумму в долг». Разумеется, свою теорию я на практике не проверял.

Из смешных случаев могу припомнить несколько. Представьте: идет экзамен по сдаче теории. Женщина, в годах. Сдала. Встает и спрашивает: «Где здесь выход?» А ведь пять минут назад зашла в кабинет… Или другой случай. Женщина, заехав на эстакаду, потеряла сознание, побила машину. Когда ее откачали, первый вопрос после прихода в себя: «Я сдала?»  Еще была курсантка, которая на первых занятиях на автодроме действовала так: включила первую передачу и… выключила. И газует. Я ее спрашиваю: «Что ты делаешь? Ты передачу включила?» Ответ: «Да». Я ей советую: «Не нужно ее выключать. Включила, и все». Она для себя сделала вывод: «Ага, включила – и не выключать». А другая ученица во время вождения никак не хотела переключаться на пятую передачу: «Да вы что?! Я боюсь». 

– Опишите своего идеального ученика. 

– Идеальный ученик – это терпеливый ученик. Он умеет слушать советы, после занятия анализирует ошибки. А еще он должен хорошо знать теорию и уметь применить ее на практике. Себя я не считаю идеальным водителем: думаю, и мне есть чему поучиться. 

– Был ли случай, когда во время вождения вам становилось страшно в одной машине с курсантом?

– Во-первых, у меня есть педаль тормоза. Во-вторых, автоинструкторам можно не пристегиваться, дабы успеть схватить руль в случае необходимости. Но есть проблема: когда человек за рулем пугается, у него выхватить или отвернуть руль крайне затруднительно. Даже слабая девочка, худенькая, так вцепится, что, не повиснув всем телом, не отвернешь. А вообще, нет, мне не было страшно, потому что любое действие курсанта можно предугадать. 

– Как опытные водители относятся к учебным машинам? Проявляют ли уважение?

– Единицы пропускают учебную машину. Логика такая: «Я пропущу, а потом мне за ней плестись». Больше надо уважения, тем более с правами никто не родился. Все когда-то учились, но все почему-то об этом забывают.

– В автошколе, в которой вы работаете, машины современные. Как вы считаете, влияет ли машина на качество подготовки? 

– Думаю, влияет. Когда я учился, то в автошколе были «Жигули», в которых гидроусилителя руля и в помине не было. Девочки мучились: после занятий у них жутко болели руки, а мозоли на руках не давали покоя. Но могу сказать так: тот, кто отучился на простенькой машине, сможет управлять любой. Тот же, кто, отучившись на современной, сядет в старую машину, испытает шок. К хорошему быстро привыкаешь. 
 
– Дайте краткий рецепт: как сдать на права с первого раза?

– Учиться, учиться и еще раз учиться, а на экзамене не торопиться. Приходя в автошколу, человек меняет привычную жизнь: после работы идет на занятия (теорию или вождение), а еще дома куча дел. Кроме того, дома нужно решать тесты… Для того чтобы трудиться, нужно время. Недостаточно будет 15 минут в день. Вопросов по правилам очень много, а все их требуется прорешать. И следует у преподавателя спрашивать о непонятых моментах ПДД, не бояться. А некоторые думают: что я буду спрашивать – я что, глупый? Так вопрос и остается непонятым. А позже именно этот вопрос попадается на экзамене… Как говорил мой тренер, на экзамене нужно олимпийское спокойствие и немного спортивной злости. 

– Какую машину вы советуете купить новичку, только-только сдавшему на права? 

– Для начала – чем проще, тем лучше. Чтобы не жалко было. Покупайте то, что приобретают учебные школы и такси, ведь это самые надежные и «выносливые» машины. Такие машины будут ходить долго. 

От автора

Хочется отметить, что олимпийского спокойствия Андрею Владимировичу не занимать. Не так давно я лично проходила обучение в «Тарросе», и даже на грубейшие ошибки он реагировал спокойно, не повышая голос. А это, на мой взгляд, одна из главнейших составляющих успеха при обучении. Кроме того, на занятиях группа Андрея Владимировича обучалась и культурному вождению, чего так не хватает большинству водителей. Уважение автомобилистов друг к другу – вот к чему неоднократно призывал герой статьи.  
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться