Это нужно не мертвым, это нужно живым. В Лидском районе вновь проводились работы по поиску захоронения погибших в годы Великой Отечественной войны

20 Августа 2020 6200
На днях жители агрогородка Крупово стали свидетелями  раскопок на территории возле местного торгового центра: десять военнослужащих специализированного поискового взвода специализированной поисковой роты 52-го отдельного  специализированного поискового батальона проводили работы по поиску захоронения погибших в годы Великой Отечественной войны.

Вот что рассказал журналисту «Лідскай газеты», который побывал на раскопках, командир специализированного поискового взвода Владислав Бердник: 

– Мы прибыли в Крупово по информации уроженца агрогородка Александра Хитруна. Ранее информация о возможном захоронении была предоставлена им в райисполком. На основании нее был составлен информационный лист, который райисполком совместно с военным комиссариатом направили в управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил.  Лист был включен в план проведения поисковых полевых работ на 2020 год. Перед нами была поставлена задача – провести работы на объекте. По информации, это захоронение погибших в 1941 году и покоится здесь предположительно около 30 военнослужащих. Точное месторасположение неизвестно. Информатор указал квадрат 50 на 50 метров. Возможно, захоронение уходит под брусчатку. В соответствии с этой информацией и велось обозначение границ. 

– Мы использовали все доступные средства, которые есть в нашем арсенале. Определили точки, где возможны нарушения основания естественных слоев грунта, и начали работы, – отмечает Владислав Бердник. – Пока останков не обнаружено. Некоторые местные жители указывают, что данное захоронение было перенесено.

Что утверждают местные жители

На месте раскопок у торгового центра в Крупово журналист встретил местного жителя Витольда Федоровича. Он подъехал на велосипеде посмотреть, как идут поисковые работы. 

– Уверен, что захоронение перенесли с этой территории, – говорит он. – Знаю это от своего отца Вацлава Яновича Федоровича. Мы живем недалеко от этого места. Помню, тогда еще ребенком был, проходили мы с отцом возле  школы, я увидел яму 2 на 3 метра, обвалившийся грунт. Спросил отца, что здесь раньше находилось. Он ответил, мол, были здесь захоронены солдаты, которые в войну погибли. Их останки привезли с поля, что возле деревни Обрубы, и захоронили в Крупово, но в тот год, когда курган был насыпан (1966 год. – Прим. ред.), останки вновь подняли и отвезли на какое-то другое место последнего пристанища.

Витольд Вацлавович говорит, что он помнит, как во время насыпки кургана рабочие копали в лесу дерн, чтобы обложить насыпанный холм земли. Также до мелочей мужчина вспоминает, где стояло здание школы, где были беговая дорожка и футбольное поле. Рукой показывает, где рос ряд лип, а где располагались яблони и сливы.

– А яма была точно там, где поисковики копают, – говорит собеседник. 

Витольда Вацлавовича поддерживает местная жительница Янина Шурмей. Мол, ее муж Степан Степанович ей также когда-то говорил, что тут, на углу торгового центра (раньше здесь был пустырь), был похоронен 31 человек. На месте даже стоял памятник, за ним ухаживали местные жители. Но потом останки выкопали и вывезли для перезахоронения в другое место. Случилось это действительно в тот год, когда в Лиде насыпался курган.

У Александра Хитруна, который обратился с информацией и по делам молодежи райисполкома в отдел идеологической работы райисполкома, другая информация. И основывается она на большом количестве свидетелей. 

– Историю о том, что в Крупово, вблизи бывшей школы, были захоронены останки воинов, погибших вблизи деревни Обрубы в 1941 году при отступлении, я узнал из уст свидетельницы событий Бернарды Константиновны Тарасевич, – рассказывает Александр Хитрун. – В 2016 году мы собрались на  месте у магазина. Присутствовали: председатель Круповского сельского Совета Руслан Мельник, директор школы, историк Иван Гивойно, зять Бернарды Константиновны Роман Мелевич. Бернарда Константиновна рассказала нам о событиях, которые происходили в далеком 1951 году, когда в Крупово хоронили останки солдат.

Позже я задался вопросом: «Кто же здесь похоронен?» Со мной поделились воспоминаниями житель деревни Наркуны Владислав Шинкович и житель деревни Евсеевичи Станислав Жуковский. Собрал довольно обширный материал.  

– Я знаю, что это место уже попадало в поле зрения поисковиков. Но тогда безрезультатно, – продолжает рассказ Александр Хитрун.  – Но теперь, в Год малой родины, в год 75-летия Великой Победы, посчитал своим долгом вернуться к поискам вновь. Ведь я родился в Крупово и считаю своей задачей изучать все, что касается моего родного края. Меня поддержали в отделе идеологической работы и по делам молодежи райисполкома.

«Наши объекты – Токари, Крупово, Сутьки»

К сожалению, несмотря на то что квадрат поиска был расширен, нынешние раскопки также не принесли результата. 

– Если бы захоронение было найдено, планировалось не извлекать тела, а обозначить границы захоронения. В последующем поставить его на учет и, безусловно, установить памятник и чтить память павших, как это делается у нас в Беларуси, – отметил в беседе с журналистом командир поискового взвода Владислав Бердник.  

На месте предполагаемого захоронения военнослужащие аккуратно снимают грунт.

Также он сообщил, что поисковики работают в Лидском  районе уже вторую неделю. Поисковые работы на местности велись вблизи деревни Токари. 

– В Токарях мы копали на трех участках местности, – рассказывает Владислав Бердник. – Предполагалось, что на первом участке находится захоронение 13 военнослужащих Красной Армии, погибших в 1941 году.  Местные жители собрали с поля тела воинов и захоронили их в картофельной яме. Был указан участок 100 на 100 метров. При более точном изучении квадрата поиска нами были определены два возможных участка захоронения. Однако поиски не увенчались успехом. Возможно, данное захоронение находится где-то в глубине леса. К сожалению, самого свидетеля событий Франтишка Некраша давно нет в живых. Информация, ставшая основой для поиска, предоставлена в райисполком жителем Дворища Виктором Кудло.

По словам Владислава Бердника, на текущей неделе военнослужащие будут проводить раскопки вблизи деревни Сутьки Дворищанского сельсовета, где предположительно имеется захоронение 1941 года. Основой для начала поиска стала информация, которую предоставил в райисполком все тот же Виктор Кудло. Он же, в свою очередь, основывался на свидетельствах бывшего водителя местного хозяйства Франца Хутного. Информация была направлена в военкомат, а оттуда – в управление по увековечиванию памяти. Управление по увековечиванию памяти внесло место в Лидском районе в план проведения полевых поисковых работ в 2020 году. 

– По двум объектам – агрогородку Крупово и деревне Токари – пока ничего не обнаружено, – говорит Владислав Бердник. – Будем надеяться, что на третьем объекте мы обнаружим захоронение.

– А если и на данном объекте не будет результата? Означает ли это, что вы зря приехали на Лидчину? – спросил журналист.

– Нет. Мы используем любую возможность, чтобы увековечить память погибших, – ответил Владистав Бердник. – Сейчас, например, военнослужащие 52-го поискового батальона проводят большие поисковые работы под Минском. Там идет извлечение костных останков на месте лагеря для военнопленных. Место захоронения было обнаружено при сносе старого здания, где и располагалась яма. В целом 52-й поисковый батальон работает по всей Беларуси. Постоянно обнаруживаются костные останки погибших в годы Великой Отечественной войны. И счет их за поисковый сезон доходит до тысячи и более. Часть останков перезахороняется, но нередко на месте устанавливается памятник, как и планировалось сделать, например, в Крупово, если бы захоронение было найдено.  

Отдавать дань памяти  белорусы будут всегда. Это наш долг!
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться