Экзамен завершится, а жизнь продолжится. Снижаем тревожность в экзаменационный период

28 Мая 2020 1267
«Дочка заканчивает 11-й класс. Очень тревожится по поводу экзаменов, ЦТ. Стала плохо спать по ночам, пропал аппетит. Все чаще слышу от нее негативные фразы, типа «а если сдам плохо…», «не могу сосредоточиться…». Как ей помочь? Посоветуйте, пожалуйста».

Галина Ивановна.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Волнение перед экзаменом – это нормально, а вот патологическая тревога перед «судьбоносным испытанием», от которого у учеников иногда даже случаются нервные срывы, – это, конечно, ненормально, и о хороших результатах сдачи в таком состоянии говорить не приходится. Поэтому важно не пускать ситуацию на самотек, помочь и поддержать ребенка в этот сложный период. Как это сделать? Давайте разбираться.

1. Начните с себя.

  • Выявите свои страхи и поработайте с ними. Если вы тревожитесь, вы неосознанно проецируете свои страхи на ребенка, это усиливает тревогу.
  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне итоговых испытаний, транслируя ему собственное состояние.
Ребенку всегда передается волнение родителей. Родители в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, а вот ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально сорваться. 

Возьмите себя в руки, постарайтесь стабилизировать свое эмоциональное состояние и, как следствие, состояние ребенка. Чаще говорите фразы одобрения: «Мы с тобой приложили много усилий, чтобы сдать итоговое испытание хорошо». Однако не стоит говорить, что ребенок «обязан сдать на 10». Представьте, как тяжело будет справиться ребенку с волнением, как страшно будет получить что-либо кроме 10.

2. Проявите заботу и поддержку.

  • Спросите, о чем тревожится ребенок, чего боится.
  • Создайте безопасную атмосферу.
  • Спросите, чем вы можете помочь, и сделайте это.
  • Не давите, не нагнетайте, не ругайтесь.
  • Поделитесь своим опытом прохождения экзаменов.
Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных для ребенка стандартов, стимулирование к соперничеству со сверстниками. Излишняя суета, тотальный контроль по типу: «Почему не начал готовиться? Сколько материала успел повторить? Почему занимаешься ерундой?» – чаще всего вызывают раздражение и протест. Ребенок должен быть уверен, что взрослые, которые могут помочь, находятся рядом, но это не должно выглядеть как приготовление уроков в начальной школе, когда мама сидит «локоть к локтю» и следит за каждым движением руки. Излишнее усердие и тотальный контроль со стороны взрослых только осложнят ситуацию.

Сравнение с более успешными сверстниками или старшими братьями и сестрами, которые уже успешно прошли экзаменационные испытания, не приведет к возникновению желания стать лучше или «взять с него пример», а может создать конфликтную ситуацию. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию личности.

3. Научите ребенка методам саморегуляции во время экзамена.

  • Основа основ – глубокое ровное диафрагмальное дыхание (дыхание животом).
  • По возможности сделать легкие физические упражнения, расправляющие грудную клетку, можно сжимать и разжимать кулаки.
  • Не забывать о физиологическом комфорте, взять с собой воду и теплую одежду (физиологический озноб при стрессе – явление довольно частое).
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться