Жительница Лиды подарила двум учреждениям образования собственную коллекцию репродукций, которую собирала более шестидесяти лет

14 Марта 2020 4443
Сегодня каждый может посетить известные музеи, чтобы насладиться великими произведениями прошлого. В советские времена такую возможность имели немногие. Поэтому находили свой способ изучения мирового искусства.

Например, Клавдия Богданович в далеком 1957 году решила, что соберет собственную коллекцию репродукций картин известных русских и европейских художников. И увлеклась этим настолько, что ее азарту и стремлению мог бы  позавидовать любой коллекционер.

В своем почтенном возрасте (а женщине в августе исполнится восемьдесят один год) лидчанка обладает энциклопедическими знаниями о каждой репродукции из личной коллекции. Чем не рекорд для книги Гиннесса?

– Вообще, я коренная сибирячка, – во время знакомства коротко рассказывает о себе Клавдия Пантелеевна. –  Детство, отрочество, юность провела в Тюменской области. А когда познакомилась с будущим мужем (он с Витебщины), было решено переехать в Белорусскую ССР. С 1969 года обосновалась в Лиде. И с тех пор выписываю «Лідскую газету», а также продолжаю коллекционировать репродукции картин известных художников. 

Начитанность, эрудированность, огромный багаж знаний и недюжинное желание как можно больше узнать об искусстве… Глядя на Клавдию Богданович, диву даешься, насколько лидчанка прикипела душой к своему хобби. И не менее удивляешься, когда узнаешь, что ее профессиональная деятельность не связана с миром искусства: в Тюмени трудилась маляром на стройке, а в Лиде – на заводе «Оптик». Откуда тогда интерес к живописи?

– Дочка – художник, а я не рисую, – расставляет точки над «i» героиня статьи. – Еще в школу не ходила, а уже собирала картинки со спичечных коробков. Первые советские спички были из тонкого шпона, и на каждой коробочке имелась своя картинка.

Коллекционирование очень увлекло. А вот настоящие картины, так как мы жили в деревне, первый раз увидела после окончания школы в выставочном зале Тюмени. Одна из них мне очень понравилась. Это был натюрморт (тогда даже слова такого не знала), на котором был изображен зеленый виноград. Долго его рассматривала, удивлялась мастерству автора. С тех пор стала проявлять активный интерес к живописи: раз в месяц покупала журнал «Работница», в каждом номере которого в то время помещались женский портрет и аннотация к нему (кто из художников является автором, кто героиня картины, история создания шедевра), собирала их. Может, это и необычное увлечение, но, как писал Дмитрий Лихачев (а я с ним полностью согласна): «Жизнь – это прежде всего творчество. Но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя».

Увлечение Клавдии Пантелеевны впоследствии разделил и ее муж, который активно помогал ей в приобретении репродукций, пополнении коллекции. Дома все чаще стали появляться журналы и календари. А на каждый праздник 8 Марта супруг покупал иллюстрированную книгу о художнике. Репродукции женщина помещала или в альбом, или на отдельные листы картона. И сегодня не может точно назвать их количество в коллекции. Последний большой альбом, состоящий из репродукций картин русских художников XIX-XX веков и европейских живописцев эпохи Возрождения и XVII века, женщина подарила школе, потому что всю жизнь мечтала, чтобы кто-то еще, кроме нее, увидел эту красоту. 

– Пыталась еще кого-то привлечь, заинтересовать своим увлечением, но таких энтузиастов не нашлось, кроме мужа. А ведь коллекционирование очень дисциплинирует и нацеливает на самообучение. Про каждую картину я знаю многое, есть любимые. Очень нравится, к примеру, один из шедевров немецкого художника Ганса Гольбейна младшего. Это портрет «Джейн Сеймур» (королевы Англии). Став третьей женой многоженца-короля Генриха VIII, после того как казнили леди Болейн, она смогла быть не только любимой женщиной «синей бороды» (как его еще называли), но и тонким политиком. А еще я под большим впечатлением от работ неизвестных египетских авторов, которые датируются II-IV веками. Удивительна их история: писались они при жизни человека, а после того как он умирал, портрет вместе с ним помещался в могилу. Благодаря египетскому климату многие портреты хорошо сохранились и очень тонко передают чувства и настроения изображенных людей. 

Имеется у Клавдии Пантелеевны еще одно увлечение, о котором она поспешила рассказать: она коллекционирует народную мудрость в прямом смысле этого слова. За несколько лет пословицами и поговорками лидчанка исписала с десяток тетрадей. Выписывает их не из словарей, а именно из журналов и книг. В основном старые русские пословицы и поговорки, а также фольклор других стран. Сравнивает их по звуковому звучанию, смыслу, проводит параллели. Чем не зарядка для ума?

– У нас на родине в речевом обиходе местное население часто употребляло поговорки и пословицы – кладезь народной мудрости, которая передавалась из поколения в поколение, – отметила Клавдия Пантелеевна. – И это великое наследие мне очень интересно. Можно поразмышлять, как оно появилось, сделать свои собственные умозаключения. А это в моем возрасте прекрасная возможность потренировать память. 

По мнению Клавдии Богданович, в жизни каждого человека должно быть место увлечению. Хобби важно иметь всем, особенно людям, находящимся на заслуженном отдыхе. Оно не дает заскучать, сохраняет ясность ума, заставляет смотреть на мир с оптимизмом. Тогда чувствуешь себя моложе и увереннее. Не зря восточная мудрость гласит: «Что бы ты ни делал – ты делаешь это для себя».
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться