В агрогородке Крупово немало сделано, но некоторые жители продолжают выражать недовольство. Почему?

19 Января 2020 3975
Крупово получило статус агрогородка почти 10 лет назад. Однако, по мнению некоторых местных жителей, со сменой статуса их населенного пункта никаких перемен в его жизни не произошло. Кроме того, опять-таки по мнению отдельных сельчан, существующие проблемы не решаются. В этом году на одну все же стало меньше. Правда, сами круповчане уточняют: «Всего на одну…» 

Плюс несколько рейсов, минус одна жалоба

От Лиды до Крупово чуть больше семи километров. И как минимум пять автобусных рейсов ежедневно в одну сторону и столько же обратно. Однако расписание местные жители считают не совсем удобным, на что неоднократно жаловались во время субботних «Прямых телефонных линий» в райисполкоме, приема в Лиде граждан Министром транспорта и коммуникаций. «Утром, приезжая в город, если не успеешь решить свои дела за пару часов, приходится или ждать автобуса до вечера, или добираться на «семерке» до Молодежного, а там попутку ловить или идти несколько километров пешком», – обрисовывали ситуацию круповчане.

Чтобы представлять всю картину, нужно заглянуть в расписание. С автовокзала в будние дни и в субботу в 6.15, 12.35 и в 17.25 отправляется автобус «Лида-Радунь», в 6.45 и 10.30 с понедельника по пятницу – «Лида-Крупово», «Лида-Евсеевичи» идет в четверг и в воскресенье в 7.55 и 15.05 (в субботу – только в 7.55), в воскресенье в 6.15 и 14.15 есть «Лида-Радунь». Следовательно, все они в свое время идут и обратно. Всего в неделю в общей сложности осуществляется 72 рейса (норматив – 16).

Так чего не хватало круповчанам? Рейсов в обеденное время. Опять-таки, если обратиться к расписанию, в отдельные дни из города в агрогородок (и из агрогородка в город) сложно добраться именно после 13.00, на что и сетовали местные жители. 

Власти, пассажирские перевозчики больше месяца изучали ситуацию, рассматривали варианты, просчитывали экономическое обоснование и… пошли людям навстречу. Как результат, с 10 января на пригородном маршруте Лида-Крупово по вторникам, пятницам и субботам организовали дополнительные рейсы отправлением с автовокзала «Лида» в 14.00, от остановочного пункта «Крупово» – в 14.23.  

Каков результат?

За ответом на этот вопрос журналист «Лідскай газеты» 10 января, ближе к 14.00, отправился на автовокзал. Во-первых, чтобы посмотреть, есть ли спрос на дополнительный рейс. Во-вторых, лично проехаться на автобусе в обе стороны и послушать, что в салоне будут говорить люди. 

На пути к кассе меня остановила пенсионерка, попросив посмотреть на билете, с какой платформы отправляется ее автобус и какое у нее место – без очков женщина сама прочитать не могла. Как оказалось, моя собеседница тоже ехала в Крупово.

– Я сама из Щучинского района, но здесь живу уже более 40 лет, – рассказывает София Иосифовна Утыро после знакомства. – В Лиду я езжу часто: то за продуктами на рынок, то в поликлинику, то к дочке. Конечно, если спланировать все, подстроиться, как-то изловчиться, то и на проходящих автобусах можно добраться. Но, честно говоря, не всегда удобно. Поэтому автобус в 14.00 из Лиды – то, что надо. Откуда о нем узнала? Так объявления были развешены и в магазине, и на автобусных остановках, и в газете писали, да и в деревне такие новости расходятся быстро. 

В первый день спрос на дополнительный рейс был хороший: с автовокзала в Крупово отправились 12 человек, а это половина автобуса. Еще одна женщина подсела возле магазина «Ромашка». Правда, на обратном пути такой массовости уже не было: всего четыре человека вместе со мной. Как сообщили в автобусном парке №2, упал спрос и в последующие дни: в субботу на дополнительный рейс из Лиды в Крупово было продано всего два билета, во вторник – три. 

– Посмотрим, как будет дальше, – прокомментировал заместитель директора по перевозкам филиала «Автобусный парк №2 г. Лиды» ОАО «Гроднооблавтотранс» Марьян Дьяк. – Понятно, что по два-три человека катать мы не будем. Это нерентабельно и абсолютно бессмысленно. 

Впрочем, по дороге в Крупово, воодушевленно обсуждая свою победу и «отвоевание» дополнительного рейса, такую ситуацию предвидели и сами круповчане. По их мнению, сезон не самый показательный и удачный для анализа, ведь в весенне-осенний период пассажиров будет в разы больше – подтянутся дачники. И в этом есть своя правда. 

Между строк 

Меня удивила цена билета на автобус от автовокзала до Крупово, то есть из одного населенного пункта в другой: всего 1 рубль, от «Ромашки» – 70 копеек! Рубль стоит маршрутка по городу, билет в автобусе – 65 копеек. Так вот слушайте подсказку: если вам надо добраться с автовокзала, скажем, до улицы Гастелло или до микрорайона Молодежный, пользуйтесь не городским транспортом, а пригородным автобусом «Лида-Крупово». И выгодно, и быстро (от автовокзала до агрогородка мы доехали меньше чем за 20 минут). 

«Хотим еще две!»

Дальше о проблемах, которые остались в Крупово, делают из агрогородка деревню (мнение, прозвучавшее в автобусе).  

Круповчане жалуются на неудобство размещения автобусных остановок. Их только две – в начале населенного пункта, – и жителям некоторых улиц до дома приходится добираться пешком больше километра. Поэтому люди просят установить еще две остановки по улице Школьной, которая в агрогородке является центральной. 

Требования сельчан понять можно. Все-таки погода бывает разная, пригородным сообщением нередко пользуются пенсионеры, у многих из них проблемы со здоровьем, некоторых везут на инвалидных колясках… И расстояние более чем в километр для них становится тем еще испытанием! 

Однако есть технический нормативно-правовой акт «Автомобильные дороги. Нормы проектирования», согласно которому остановки на данной категории дорог могут быть установлены не чаще чем через полтора километра. В Крупово это расстояние выдерживается. К тому же, чтобы оборудовать дополнительные остановки, нужно не нарушить определенные технические требования: по расстоянию до жилых домов, разворотной полосе и так далее. На улице Школьной возможностей все это соблюсти специалисты пока не нашли. Но продолжают работать в этом направлении. (Редакция продолжит следить за развитием событий.)

Дорога есть, пройти негде?

Если желание людей иметь в агрогородке дополнительные автобусные остановки касается больше удобства, то требование обустроить тротуар по улице Школьной – безопасности. 

– Эта улица центральная в нашем агрогородке, – жаловались люди во время одной из встреч с журналистом «Лідскай газеты». – На ней расположены общеобразовательная школа и детский сад, через нее едут из соседних деревень, а также с фермы. Колхозные трактора, комбайны еще больше разносят грязь. Тротуара нет. Правда, есть обозначенный белой полосой для пешеходов участок дороги. Но, во-первых, в непогоду этой полосы не видно вовсе. Во-вторых, асфальтная дорога соседствует с песчаной, отсюда в непогоду – болото, лужи, слякоть. Чтобы их обойти, приходится выходить на проезжую часть. Между тем, по этой улице дети ходят в школу, мамы ходят с колясками, люди передвигаются и на велосипедах, и пешком… Разве это безопасно?! 

Конечно, нет. В этом лично убедился журналист «Лідскай газеты». Чтобы разминуться с трактором, не попасть под его колеса и не быть обрызганной грязной водой, мне пришлось сойти на обочину и подождать, пока техника проедет. Проблема и возле самой школы: в учебные дни у входа, вплотную к забору, все заставлено автомобилями педагогов (никто ни на какую белую линию и внимания не обращает!). Куда деваться пешеходу? Опять выходить на проезжую часть. С учетом того, что зимы в последнее время «слабоватенькие», у сельчан нет возможности уповать даже на то, что морозик скует грязь и лужи на обочинах.

– Обустройство тротуаров при строительстве улицы Школьной предусмотрено не было, – прокомментировал начальник ДРСУ №157 КУП «Гроднооблдорстрой», на обслуживании которого находится дорога, Александр Херман. – Однако для безопасности движения пешеходов по краю проезжей части в сторону деревни Евсеевичи была нанесена разметка в виде белой сплошной линии. В 2019 году мы ее обновляли краской, чтобы была более заметной. 

Тем не менее в агрогородок неоднократно приезжали специалисты, изучали ситуацию. Журналисту «Лідскай газеты» сообщили, что Госавтоинспекцией в 2020 году будет рассмотрена возможность включения мероприятий по обустройству на улице Школьной в агрогородке Крупово тротуара. Ведется разговор о том, чтобы включить этот проект в программу по повышению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети населенных пунктов и автомобильных дорог Гродненской области. 

И все равно все не так…

Во время моей поездки на первом пущенном дополнительном рейсе я стала свидетельницей обсуждения жизни в Крупово. Населенный пункт то и дело называли деревней, в которой ничего нет, сетовали на многочисленные проблемы, которые, по твердому убеждению людей, никак не решаются. Досталось всем: и местной власти, и службам района. Когда на обратном пути узнали, что я журналист, хорошенько прошлись и по «Лідскай газеце»: мол, объявление об организации дополнительных рейсов в пригородном сообщении Лида-Крупово поздно напечатали. «Все для того, чтобы люди не узнали, автобусом не пользовались и его сняли!» – тут же прозвучало «объяснение». Говорили на повышенных тонах, ультимативно и не совсем корректно… (Справка: на сайте и во всех социальных сетях информацию разместили 4 января, в печатном издании – 9 января на первой полосе.

Я тоже езжу на общественном транспорте, хожу по тем же дорогам и вижу, что проблемы, требующие решения, в регионе есть. Но утверждать, что кругом одни минусы, в корне неверно. Нужно замечать и уметь быть благодарным за то хорошее, что делается. А оно есть! 

Взять то же Крупово… Здесь работают несколько торговых объектов, включая частника, есть почта, ФАП, комплексно-приемный пункт комбината бытового обслуживания. Внимание уделяется уличному освещению. В 2018-2019 годах было произведено обустройство двух автобусных остановок. Несколькими годами ранее от микрорайона Молодежный к Крупово заасфальтировали пешеходную дорожку. Я как раз по ней и шла, когда в один из декабрьских дней на встречу к местным жителям приезжали представители райисполкома, комиссии по дорожной безопасности. Да, с «семерки» идти долго. Да, в непогоду совсем некомфортно. Но ведь безопасно! Раньше люди были вынуждены идти по обочине. Почему никто не помнит этого?  

Собственно, к чему весь этот разговор? К сожалению, мы не умеем ценить то, что имеем. Не умеем просить, не требуя. Забываем об интеллигентности и порядочности, предпочитаем брать «горлом», а не конструктивным разговором. Не замечаем потребностей друг друга. Перекладываем ответственность. А если делаем что-то, то нередко для «адчэпнага». Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что так мы далеко не уедем…
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться