В агрогородке Крупово немало сделано, но некоторые жители продолжают выражать недовольство. Почему?
19 Января 2020
3975
Плюс несколько рейсов, минус одна жалоба
От Лиды до Крупово чуть больше семи километров. И как минимум пять автобусных рейсов ежедневно в одну сторону и столько же обратно. Однако расписание местные жители считают не совсем удобным, на что неоднократно жаловались во время субботних «Прямых телефонных линий» в райисполкоме, приема в Лиде граждан Министром транспорта и коммуникаций. «Утром, приезжая в город, если не успеешь решить свои дела за пару часов, приходится или ждать автобуса до вечера, или добираться на «семерке» до Молодежного, а там попутку ловить или идти несколько километров пешком», – обрисовывали ситуацию круповчане.
Чтобы представлять всю картину, нужно заглянуть в расписание. С автовокзала в будние дни и в субботу в 6.15, 12.35 и в 17.25 отправляется автобус «Лида-Радунь», в 6.45 и 10.30 с понедельника по пятницу – «Лида-Крупово», «Лида-Евсеевичи» идет в четверг и в воскресенье в 7.55 и 15.05 (в субботу – только в 7.55), в воскресенье в 6.15 и 14.15 есть «Лида-Радунь». Следовательно, все они в свое время идут и обратно. Всего в неделю в общей сложности осуществляется 72 рейса (норматив – 16).
Так чего не хватало круповчанам? Рейсов в обеденное время. Опять-таки, если обратиться к расписанию, в отдельные дни из города в агрогородок (и из агрогородка в город) сложно добраться именно после 13.00, на что и сетовали местные жители.
Власти, пассажирские перевозчики больше месяца изучали ситуацию, рассматривали варианты, просчитывали экономическое обоснование и… пошли людям навстречу. Как результат, с 10 января на пригородном маршруте Лида-Крупово по вторникам, пятницам и субботам организовали дополнительные рейсы отправлением с автовокзала «Лида» в 14.00, от остановочного пункта «Крупово» – в 14.23.
Каков результат?
За ответом на этот вопрос журналист «Лідскай газеты» 10 января, ближе к 14.00, отправился на автовокзал. Во-первых, чтобы посмотреть, есть ли спрос на дополнительный рейс. Во-вторых, лично проехаться на автобусе в обе стороны и послушать, что в салоне будут говорить люди.
На пути к кассе меня остановила пенсионерка, попросив посмотреть на билете, с какой платформы отправляется ее автобус и какое у нее место – без очков женщина сама прочитать не могла. Как оказалось, моя собеседница тоже ехала в Крупово.
– Я сама из Щучинского района, но здесь живу уже более 40 лет, – рассказывает София Иосифовна Утыро после знакомства. – В Лиду я езжу часто: то за продуктами на рынок, то в поликлинику, то к дочке. Конечно, если спланировать все, подстроиться, как-то изловчиться, то и на проходящих автобусах можно добраться. Но, честно говоря, не всегда удобно. Поэтому автобус в 14.00 из Лиды – то, что надо. Откуда о нем узнала? Так объявления были развешены и в магазине, и на автобусных остановках, и в газете писали, да и в деревне такие новости расходятся быстро.
В первый день спрос на дополнительный рейс был хороший: с автовокзала в Крупово отправились 12 человек, а это половина автобуса. Еще одна женщина подсела возле магазина «Ромашка». Правда, на обратном пути такой массовости уже не было: всего четыре человека вместе со мной. Как сообщили в автобусном парке №2, упал спрос и в последующие дни: в субботу на дополнительный рейс из Лиды в Крупово было продано всего два билета, во вторник – три.
– Посмотрим, как будет дальше, – прокомментировал заместитель директора по перевозкам филиала «Автобусный парк №2 г. Лиды» ОАО «Гроднооблавтотранс» Марьян Дьяк. – Понятно, что по два-три человека катать мы не будем. Это нерентабельно и абсолютно бессмысленно.
Впрочем, по дороге в Крупово, воодушевленно обсуждая свою победу и «отвоевание» дополнительного рейса, такую ситуацию предвидели и сами круповчане. По их мнению, сезон не самый показательный и удачный для анализа, ведь в весенне-осенний период пассажиров будет в разы больше – подтянутся дачники. И в этом есть своя правда.
Между строк
Меня удивила цена билета на автобус от автовокзала до Крупово, то есть из одного населенного пункта в другой: всего 1 рубль, от «Ромашки» – 70 копеек! Рубль стоит маршрутка по городу, билет в автобусе – 65 копеек. Так вот слушайте подсказку: если вам надо добраться с автовокзала, скажем, до улицы Гастелло или до микрорайона Молодежный, пользуйтесь не городским транспортом, а пригородным автобусом «Лида-Крупово». И выгодно, и быстро (от автовокзала до агрогородка мы доехали меньше чем за 20 минут).
«Хотим еще две!»
Дальше о проблемах, которые остались в Крупово, делают из агрогородка деревню (мнение, прозвучавшее в автобусе).
Круповчане жалуются на неудобство размещения автобусных остановок. Их только две – в начале населенного пункта, – и жителям некоторых улиц до дома приходится добираться пешком больше километра. Поэтому люди просят установить еще две остановки по улице Школьной, которая в агрогородке является центральной.
Требования сельчан понять можно. Все-таки погода бывает разная, пригородным сообщением нередко пользуются пенсионеры, у многих из них проблемы со здоровьем, некоторых везут на инвалидных колясках… И расстояние более чем в километр для них становится тем еще испытанием!
Однако есть технический нормативно-правовой акт «Автомобильные дороги. Нормы проектирования», согласно которому остановки на данной категории дорог могут быть установлены не чаще чем через полтора километра. В Крупово это расстояние выдерживается. К тому же, чтобы оборудовать дополнительные остановки, нужно не нарушить определенные технические требования: по расстоянию до жилых домов, разворотной полосе и так далее. На улице Школьной возможностей все это соблюсти специалисты пока не нашли. Но продолжают работать в этом направлении. (Редакция продолжит следить за развитием событий.)
Дорога есть, пройти негде?
Если желание людей иметь в агрогородке дополнительные автобусные остановки касается больше удобства, то требование обустроить тротуар по улице Школьной – безопасности.
– Эта улица центральная в нашем агрогородке, – жаловались люди во время одной из встреч с журналистом «Лідскай газеты». – На ней расположены общеобразовательная школа и детский сад, через нее едут из соседних деревень, а также с фермы. Колхозные трактора, комбайны еще больше разносят грязь. Тротуара нет. Правда, есть обозначенный белой полосой для пешеходов участок дороги. Но, во-первых, в непогоду этой полосы не видно вовсе. Во-вторых, асфальтная дорога соседствует с песчаной, отсюда в непогоду – болото, лужи, слякоть. Чтобы их обойти, приходится выходить на проезжую часть. Между тем, по этой улице дети ходят в школу, мамы ходят с колясками, люди передвигаются и на велосипедах, и пешком… Разве это безопасно?!
Конечно, нет. В этом лично убедился журналист «Лідскай газеты». Чтобы разминуться с трактором, не попасть под его колеса и не быть обрызганной грязной водой, мне пришлось сойти на обочину и подождать, пока техника проедет. Проблема и возле самой школы: в учебные дни у входа, вплотную к забору, все заставлено автомобилями педагогов (никто ни на какую белую линию и внимания не обращает!). Куда деваться пешеходу? Опять выходить на проезжую часть. С учетом того, что зимы в последнее время «слабоватенькие», у сельчан нет возможности уповать даже на то, что морозик скует грязь и лужи на обочинах.
– Обустройство тротуаров при строительстве улицы Школьной предусмотрено не было, – прокомментировал начальник ДРСУ №157 КУП «Гроднооблдорстрой», на обслуживании которого находится дорога, Александр Херман. – Однако для безопасности движения пешеходов по краю проезжей части в сторону деревни Евсеевичи была нанесена разметка в виде белой сплошной линии. В 2019 году мы ее обновляли краской, чтобы была более заметной.
Тем не менее в агрогородок неоднократно приезжали специалисты, изучали ситуацию. Журналисту «Лідскай газеты» сообщили, что Госавтоинспекцией в 2020 году будет рассмотрена возможность включения мероприятий по обустройству на улице Школьной в агрогородке Крупово тротуара. Ведется разговор о том, чтобы включить этот проект в программу по повышению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети населенных пунктов и автомобильных дорог Гродненской области.
И все равно все не так…
Во время моей поездки на первом пущенном дополнительном рейсе я стала свидетельницей обсуждения жизни в Крупово. Населенный пункт то и дело называли деревней, в которой ничего нет, сетовали на многочисленные проблемы, которые, по твердому убеждению людей, никак не решаются. Досталось всем: и местной власти, и службам района. Когда на обратном пути узнали, что я журналист, хорошенько прошлись и по «Лідскай газеце»: мол, объявление об организации дополнительных рейсов в пригородном сообщении Лида-Крупово поздно напечатали. «Все для того, чтобы люди не узнали, автобусом не пользовались и его сняли!» – тут же прозвучало «объяснение». Говорили на повышенных тонах, ультимативно и не совсем корректно… (Справка: на сайте и во всех социальных сетях информацию разместили 4 января, в печатном издании – 9 января на первой полосе.)
Я тоже езжу на общественном транспорте, хожу по тем же дорогам и вижу, что проблемы, требующие решения, в регионе есть. Но утверждать, что кругом одни минусы, в корне неверно. Нужно замечать и уметь быть благодарным за то хорошее, что делается. А оно есть!
Взять то же Крупово… Здесь работают несколько торговых объектов, включая частника, есть почта, ФАП, комплексно-приемный пункт комбината бытового обслуживания. Внимание уделяется уличному освещению. В 2018-2019 годах было произведено обустройство двух автобусных остановок. Несколькими годами ранее от микрорайона Молодежный к Крупово заасфальтировали пешеходную дорожку. Я как раз по ней и шла, когда в один из декабрьских дней на встречу к местным жителям приезжали представители райисполкома, комиссии по дорожной безопасности. Да, с «семерки» идти долго. Да, в непогоду совсем некомфортно. Но ведь безопасно! Раньше люди были вынуждены идти по обочине. Почему никто не помнит этого?
Собственно, к чему весь этот разговор? К сожалению, мы не умеем ценить то, что имеем. Не умеем просить, не требуя. Забываем об интеллигентности и порядочности, предпочитаем брать «горлом», а не конструктивным разговором. Не замечаем потребностей друг друга. Перекладываем ответственность. А если делаем что-то, то нередко для «адчэпнага». Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что так мы далеко не уедем…
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.