Бывший учитель из Лиды честно рассказал, как складывались отношения с учениками и о чем жалеет больше всего

29 Ноября 2019 14935
Я бывший учитель. Чем дольше живу, тем чаще задумываюсь над простыми вопросами: «Правильно ли вел себя в жизни? Может быть, все делал не совсем так, как нужно? А как следует делать правильно? Что, если еще не поздно все исправить?»

Ответы получаю в повседневной жизни. Недавно зашел в Дом торговли. И тут мне навстречу, улыбаясь, бросается Ваня Пилецкий, мой бывший ученик Бердовской средней школы. Аж сорок четыре года тому назад мне довелось работать в ней учителем русского языка и литературы. Более того, быть классным руководителем класса, в котором учился Ваня. Успевал он в учебе, как большинство учеников, на твердую «серединку». Но отличался аккуратностью, вежливостью, трудолюбием. И вот теперь передо мной стройный мужчина, выросший из скромного худощавого паренька. Ваня был не один: его сопровождала симпатичная, приветливая женщина (как потом выяснилось, жена). Учителя знают, какую гамму чувств испытываешь при виде своего бывшего воспитанника. Их даже невозможно передать словами. В первую очередь, конечно же, радость. Затем искреннее удивление, переходящее в восхищение, и обязательно любовь как к родному человеку.

Я тепло обнял Ваню и стал расспрашивать о его сегодняшней жизни. Оказалось, что он сумел успешно найти себя в ней. Сразу после окончания школы стал работать слесарем на одном из лидских предприятий (не изменил этой специальности до сих пор). Получил от завода квартиру. Женился, счастлив в браке. На сегодняшний день он уже дважды дедушка: имеет двух внучек.

Конечно, интересовался мой бывший ученик и моей судьбой, жизненными успехами своего школьного наставника. Мне было очень приятно поговорить с Ваней за жизнь.

После этой встречи в душе будто заиграла ожившая веселая мелодия скрипки: как хорошо, когда чувствуешь себя причастным к чему-то доброму, светлому.

И такие случаи были не однажды.

Однажды, отправившись на рынок, в толпе покупателей увидел лидскую знаменитость – Виктора Волчека. Виктор – мастер международного класса по шахматным композициям. Посвятив себя изучению древнейшей игры – шахмат, – он пишет книги, статьи, выступал в международной литературе со своими оригинальными задачами, принимает активное участие в шахматных соревнованиях в качестве международного судьи. Виктор родом из деревни Кирьяновцы, выпускник Бердовской  школы, мой ученик.

«Здравствуйте, здравствуйте, Анатолий Александрович! Рад вас видеть!» – с этими словами Виктор горячо пожал мне руку и начал расспрашивать о моей жизни – жизни учителя-пенсионера. Я же, в свою очередь, познакомился с сынишкой и женой Виктора, которые были вместе с ним.

В Викторе меня по-прежнему подкупали простота общения, открытость, сердечность. Короче говоря, каким он был в школьные годы, таким и остался, несмотря на разные достижения и звания.

Недавно иду по улице – и слышу: «Анатолий Александрович, добрый день! Как дела? Как настроение? Я давно заметила, что вы иногда проходите мимо нашего дома. Благодарю вас за то, как вы учили нас своему предмету – русскому языку и литературе. Все полученные знания я стараюсь передать моим внучкам».

Сработавшая зрительная память подсказала мне, что это Ирина Игнатович, учащаяся бывшего ПТУ-136 завода «Оптик» (теперь это профессиональный лицей). Ее неожиданный благодарственный монолог (скажу без ложной скромности), будто бальзам, пролился на мое сердце. Значит, не зря старался как можно лучше готовиться к урокам, проводить их на достойном уровне.

Конечно, не все мои бывшие воспитанники так благодушно настроены по отношению ко мне. До сих пор меня не оставляет история с одним из учеников. Несмотря на все попытки как-то сблизиться с ним, подружиться, стать для него не только наставником, но и другом, ничего не получалось. На уроках (кстати, не только на моих) он вел себя вызывающе: выкрикивал что-либо, мешал товарищам слушать объяснение нового материала, кое-как выполнял классную и домашнюю работы.

Не удалось и поговорить по душам. А за помощью, чтобы как-то совместно исправить огрехи воспитания, обратиться было практически не к кому. Парень родился, жил и воспитывался в семье алкоголиков-дебоширов. Никто из родных не был заинтересован в дальнейшей судьбе подростка. Естественно, и дальнейшая жизнь его пошла наперекосяк. 
К великому счастью, подобных педагогических огрехов (а я, как педагог, тоже не снимаю с себя ответственности) единицы. Поэтому мне думается, что профессия учителя – одна из важнейших на земле. Только надо жить так, чтобы с чистыми сердцем и помыслами сеять разумное, доброе, вечное, и оно даст свои хорошие всходы. Тогда вопрос смысла жизни отпадет сам собой.

Текст: Анатолий СВЕЧКИН,  бывший учитель  Анатолий СВЕЧКИН, бывший учитель
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться