Вы говорите «лягушка», а он прыгает. Это, конечно, удобно, но вот правильно ли?

25 Сентября 2019 693

«Воспитываю трехлетнего сына и все чаще задаюсь вопросом: должен ли ребенок быть послушным? Раньше я об этом даже не задумывалась. Мне казалось, что послушный – это хороший, добрый, который любит и слушается родителей. А вот теперь мне говорят, что послушный ребенок не будет успешным во взрослой жизни потому, что будет слушаться других. Говорят, что он не сможет принимать самостоятельно решения, а будет ждать, когда за него решит кто-то другой. И если хочешь, чтобы твой ребенок был успешным, все мог делать сам, принимал решения, он должен быть непослушным. Хотелось бы узнать мнение психолога по этому поводу. Спасибо!»

Ольга.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– К послушным детям сегодня отношение сложное. С одной стороны, считается, что привитие послушания – это формирование удобного, управляемого человека без собственной воли. С другой стороны, измученные мамы непослушных детей готовы на все, лишь бы хоть как-то призвать ребенка к элементарному порядку. 

Для начала надо разобраться: кто такой послушный ребенок? Тот, кто слушается и подчиняется? Но это слишком ограниченное и упрощенное понимание. Послушный, дисциплинированный ребенок – это прежде всего такой малыш, который имеет понятие о границах: своих и чужих. Он не только осознает границы других людей – он их признает и уважает. Непослушный ребенок, как следует из сказанного, тот, кто этими границами по разным причинам пренебрегает.

Я тоже часто слышу негативные мнения родителей о детском послушании. Основные аргументы такие: «Ребенок вырастет несамостоятельным», «У него не будет своего мнения», «Он никогда не станет лидером», и даже такой: «Что это за ребенок, если вы говорите «лягушка», а он прыгает? Это, конечно, удобно, но вот правильно ли?» 

Прежде всего хочу сказать, что послушание, в правильном его понимании, никак не мешает активности, лидерству и самостоятельности. Не нужно представлять эти качества и умение ребенка следовать правилам на разных полюсах – они даже не в одной плоскости.

Дети, соблюдающие режим, живущие в относительно размеренном ритме, соблюдающие однозначные правила, по которым у родителей нет противоречий, менее тревожные. А детская тревожность – настоящий бич нашего времени. Когда ребенок четко знает, как ему нужно поступить, он меньше нервничает и сомневается, у него высвобождаются ресурсы, энергия, которую можно направить в свободное русло.

Будут ли у ребенка, который привык слушать старших и соблюдать принятые правила, проблемы с формированием собственного мнения? Тоже нет! Вернее, если и будут, то дисциплинированность здесь ни при чем. 

Чтобы иметь собственное мнение, нужно уметь анализировать, в том числе себя. С ранних лет надо давать ребенку такую возможность. Например, он выполняет задание в рабочей тетради, а вы можете спросить: «Как думаешь, ты все правильно сделал? Тебе все нравится?» Говорите ребенку свое мнение, но без строгих оценок, и всегда его мотивируйте. Задавайте ему вопросы, удивляйтесь, хвалите его!

Но откуда тогда берутся безынициативные, ведомые личности, которые с детства привыкли беспрекословно слушаться строгих родителей, если дисциплинированность – это хорошо? В этом вопросе и содержится ответ. Если ребенку многое запрещено, а он даже не понимает смысла этих ограничений, если его строго наказывают за нарушения бесчисленных правил, если он помещен в тесные рамки – на этой почве не вырастет самостоятельный человек. Когда малыш слушается потому, что боится, когда надломлена его личность – это ненормальное послушание.

Следование правилам – это, конечно, хорошо, но важна золотая середина: пусть ваш ребенок растет без страха, пусть у него будет ограниченное число понятных ему запретов, и тогда в определенном возрасте его можно будет смело отпускать в свободное плавание.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться