Опасный груз на дороге. Что выявилось во время проверок Госпромнадзора в Лидском районе?

29 Августа 2019 3306
Те, кто следит в белорусских СМИ за новостями о чрезвычайных происшествиях, наверное, еще не забыли, как несколько недель назад на автозаправочной станции одного из белорусских областных центров взорвалась автоцистерна с последующим возгоранием 16 тонн дизельного топлива.

Взрыв произошел, когда в нее заливали топливо. Были уничтожены навес эстакады и, естественно, сама цистерна, но из людей, к счастью, никто не пострадал. О причинах взрыва тогда не сообщалось, но этот пример приведен здесь не случайно. Он говорит о том, какой повышенной ответственности требуют обслуживание и эксплуатация автомобильного транспорта, которым осуществляется перевозка опасных грузов. Малейшая ошибка может обернуться трагедией. А представьте, например, какие могут быть последствия, если с автоцистерной, наполненной тоннами топлива, да еще отработавшей свой нормативный срок службы, что-то случится на оживленной трассе… 

Мы все бываем участниками дорожного движения, поэтому даже в мыслях такого представлять не хочется. Но транспорт, который перемещает опасные грузы, ездит не какими-то особыми путями, а по тем же дорогам, по которым ездят все. Какие требования к нему предъявляются? С какими нарушениями чаще всего приходится сталкиваться во время проверок? Об этом рассказал в беседе с журналистом государственный инспектор Лидского межрайонного сектора надзора и экспертизы Гродненского областного управления Госпромнадзора Генрих Юранец.

– Генрих Иванович, скажите, как много вообще такого транспорта ездит по дорогам общего пользования?

– Судите сами. Только в Лидском районе на сегодняшний день зарегистрировано 44 субъекта хозяйствования, осуществляющих перевозку опасных грузов и имеющих в общей сложности 176 единиц таких транспортных средств. В основном они занимаются перевозкой бензина, дизтоплива, сжатых и сжиженных газов, лакокрасочных изделий, битума. Все эти ТС зарегистрированы в Гродненском областном управлении Госпромнадзора. Это автоцистерны, полуприцепы-цистерны, прицепы-цистерны, клетевозы, автомобили. Перевозка опасных грузов на дорогах общего пользования в нашем районе осуществляется также автотранспортными средствами других районов и областей. 

– Получается, не так уж и мало. А какая работа проводится, чтобы остальные участники дорожного движения, находясь рядом, не ощущали беспокойства за свои жизни, имущество? 

– Определенную работу с целью предотвращения аварий и инцидентов на дорогах, угрозы жизни, имуществу и интересам людей проводит наша служба. Это целый комплекс организационных и технических мероприятий. Они проводятся в строгом соответствии с документом «Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь», утвержденным МЧС Республики Беларусь. Так, в январе-июне 2019 года Лидским межрайонным сектором надзора и экспертизы Госпромнадзора были проведены проверки ряда предприятий нашего района, которые занимаются перевозкой опасных грузов, в том числе открытых акционерных обществ «Лида-агротехсервис», «Лидахлебопродукт», «Лидагропроммаш», «Лиданефтепродукт» и других. В общей сложности было выявлено 84 нарушения. 

Главный государственный инспектор ГОУ Госпромнадзора Сергей Янушко (слева) проводит технологическую проверку бензовоза.

– Какие нарушения встречались чаще всего?

– Нередко приходилось сталкиваться с тем, что ТС и их специальное оборудование содержались в технически неисправном состоянии; не производилась проверка их технического состояния до начала проведения погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами и перед выездом на дороги общего пользования; что на предприятиях вообще не было прошедших специальное обучение ИТР, ответственных за перевозку опасных грузов и их безопасную погрузку и разгрузку. Бывало, что отсутствовали графики проведения техобслуживания и ремонта автоцистерн. Руководителям предприятий, где выявлены нарушения, были высланы предписания. На сегодня все нарушения устранены. Но хочу отметить еще момент, который не может не тревожить: значительный процент эксплуатируемых в Лидском районе автоцистерн уже отработал нормативный срок службы, который равен 12 годам (в сельхозпредприятиях расчетный срок отработали более 80% автоцистерн, в остальных организациях – около 50%). И это может отразиться на их безопасной работе. 

– Но как же их тогда выпускают на дороги? 

– Дело в том, что при определенных условиях автоцистерны, отработавшие расчетный срок службы, могут допускаться к эксплуатации. Специализированные организации проводят техническую диагностику таких автоцистерн и по ее результатам могут дать заключение о возможной дальнейшей эксплуатации (но не более чем на один год) или запретить ее. Так что, в любом случае, если техника отработала нормативный ресурс, послужит она еще недолго. Особенно это надо иметь в виду в сельхозорганизациях. Некоторые уже сталкивались с тем, что возить надо, а нечем. И тогда они применяют другой способ – перевозят опасные грузы в канистрах, бочках. Понятно, что так много не перевезешь, и существует большой соблазн превысить объемы и тем самым нарушить правила перевозки и подвергнуть опасности жизни – и свои, и других участников дорожного движения.

Поэтому в тех организациях, где значительный процент автоцистерн отработал свой ресурс, необходимо как можно скорее предпринять меры для их замены. Это обеспечит безаварийную перевозку опасных грузов и сохранение жизни и здоровья людей.
Текст: Светлана Медуница.Светлана Медуница.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться