15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей. Недобросовестные продавцы в эпоху умных технологий не исчезли

15 Марта 2019 478
Каждый человек хочет, чтобы приобретаемый им товар и оказанная ему услуга были качественными. Целью мероприятий под эгидой Всемирного дня защиты прав потребителей является привлечение внимания общественности к проблемам в данной сфере, повышение потребительской грамотности, информирование граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.

Всемирный день защиты прав потребителей каждый год имеет определенную тематику. В 2019 году этот день пройдет под девизом «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий». Насколько сегодня актуальна эта тематика, мы поинтересовались в преддверии международного праздника у начальника управления торговли и услуг райисполкома Елены Усаниной.

– Тема выбрана неслучайно, – отметила в начале беседы Елена Владимировна. – В настоящее время очень динамично развивается индустрия «электронной коммерции». Все активнее в современных условиях используются цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так, уже привычными для граждан стали услуги по обеспечению онлайн-оплаты покупок товаров, услуг ЖКХ, мобильной связи, Интернета и др. В связи с этим особое внимание необходимо уделять обеспечению прав потребителей на свободу выбора товаров (работ, услуг) и на получение четкой и достоверной информации о них, а также об исполнителях, продавцах. При этом информация должна быть предоставлена в понятной форме, чтобы потребители могли принять обоснованные решения относительно покупки товаров, заказа и оплаты работ, услуг с использованием цифровых технологий. Потребителям должно быть понятно, кто именно несет ответственность в каждом звене цепочки поставки товара и в дальнейшем, в течение всего срока использования. От доверия и безопасности потребителей зависит успешность развития цифровой экономики.

– Какая работа в этом плане проводится непосредственно управлением торговли и услуг райисполкома?

– Управлением торговли и услуг райисполкома ведется активная работа в сфере защиты прав потребителей. Специалистами управления на постоянной основе проводятся консультации граждан по вопросам защиты прав потребителей, оказывается содействие в написании претензий. (В 2018 году в райисполком поступило около 50 обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг. Более чем 800 гражданам оказана досудебная консультативная помощь.) 

А в случае необходимости специалисты управления представляют интересы потребителей в суде. (За прошлый год в интересах потребителей в суде удовлетворено 9 исков. В 2019 году уже удовлетворено 4 иска.)

– Скажите, а какие вообще должны быть дальнейшие действия потребителя, если он обнаружил недостатки в товаре и возникла спорная ситуация? Сразу обращаться в райисполком? 

– При выявлении недостатков в товаре потребитель первоначально должен обратиться к продавцу либо в организацию, оказавшую услугу, со своими требованиями – и обязательно в письменном виде. Устные договоренности не имеют юридической силы. 

Обращаем также внимание, что в случае возникновения спора между продавцом (исполнителем) и потребителем по вопросу наличия недостатков в товаре, а также причины их происхождения продавец обязан провести экспертизу качества товара, работ (услуг). Стоимость экспертизы оплачивается продавцом. В случае, если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки в товаре отсутствуют либо возникли по вине потребителя, последний обязан компенсировать продавцу стоимость экспертизы. 

В случае отказа в удовлетворении законных требований потребителю необходимо обратиться в управление торговли и услуг райисполкома (в кабинет 22 либо по телефону 534016).

Обращения принимаются как в устной, так и в письменной форме. Гражданин должен при себе иметь документ, подтверждающий факт приобретения товара у конкретного продавца. Это может быть кассовый чек либо договор купли-продажи. При отсутствии таких документов доказать факт приобретения товара у данного продавца можно с использованием свидетельских показаний, элементов потребительской упаковки с отметкой продавца и других средств.

Еще раз обращаю внимание: устные договоренности, не подтвержденные соответствующими документами, либо невнимательно прочитанные и подписанные договоры между потребителем и продавцом (исполнителем) зачастую препятствуют тому, чтобы положительно защитить права потребителя.

– А по каким спорным вопросам наиболее часто обращаются потребители в управление торговли и услуг?

– Наиболее распространенные обращения связаны с нарушением правил торговли и бытового обслуживания, то есть с несоответствием либо отсутствием ценников на товары, приобретением некачественных непродовольственных товаров – сложнобытовой техники, мобильных телефонов, мебели, обуви. В сфере услуг это некачественные изготовление и установка памятников, ремонт и обслуживание автотранспортных средств, мобильных телефонов. 

Ежегодно возрастает количество обращений жителей Лидского района (преимущественно людей пенсионного возраста), связанных с навязыванием профилактических работ по обслуживанию окон, дверей, с приобретением товаров (пылесосов, постельного белья, кухонной утвари, массажных накидок) во время проведения презентаций, выставок-продаж. 

К сожалению, не все наши потребители научились говорить «нет» навязчивому сервису. Потребителю перед посещением таких мероприятий необходимо подумать, так ли необходим ему товар, который предлагают во время проведения презентаций. Как показывает практика, на следующий день после приобретения товара на презентации (как правило, в кредит) потребитель понимает, что приобрел, в принципе, ненужную для него вещь. Отметим, что в случае приобретения технически сложного товара надлежащего качества его возврат не представляется возможным.

Компании уже учли свои промахи и, заключая договоры, стараются всё предусмотреть. 

– В течение какого срока реально вернуть продавцу приобретенные у него товары надлежащего качества?

 – Если товар подлежит возврату, это можно сделать в течение 14 дней. Но есть целый перечень товаров надлежащего качества, которые нельзя вернуть в течение 14 дней. Это продовольственные товары, метражные ткани, нательное белье, чулочно-носочные изделия, автомобили, мебельные гарнитуры и наборы, парфюмерно-косметические товары, лекарства, товары зоомагазинов, цветы и другое. Нельзя вернуть также технически сложные товары бытового назначения, имеющие гарантийный срок и в техническом паспорте которых сделана отметка о дате продажи (например, ноутбуки, телевизоры, микроволновки и т. п.). Обои, игрушки, инструменты для маникюра и бытовая химия также входят в этот список, но если они были в герметичной упаковке, то их можно обменять.

Поэтому в завершение еще раз хочется всем посоветовать: не совершайте необдуманные покупки. Прежде чем доставать кошелек из кармана, подумайте, нужен ли вам этот товар и насколько он безопасен для вашего здоровья.
Текст: Светлана Медуница.Светлана Медуница.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться