Журналист «Лідскай газеты» узнал, что делать, если банкомат «съел» банковскую карточку

25 Октября 2018 2877
Когда на работе нам предложили получать зарплату на банковские карточки, большинство восприняло это нейтрально: «Надо – значит надо». А вскоре все оценили преимущества карточки и уже не представляли, как раньше без нее обходились. Действительно – удобно!

Но, оказывается, случаются и неудобства.

Восьмого сентября у меня намечалась дальняя поездка. Девятого утром я должна была приехать в другой город: на этот день было запланировано семейное торжество, меня с нетерпением ждали родные. Чтобы подольше побыть в местах детства, заранее взяла на работе часть отпуска и купила предварительно билет с комфортным местом на поезд на 8 сентября (эта дата выпадала на субботу). Правда, из-за загруженности в последние дни на работе некоторые срочные личные дела и покупки (в том числе подарков для родных и близких) всё откладывались.

В пятницу вечером, 7 сентября, наконец могла полностью сосредоточиться на предстоящей поездке. Часть дел отложила на утро субботы (поезд был во второй половине дня), а вечером накануне решила пройтись по «Евроопту». 

В магазине сначала пошла к банкомату. Считая, что в дальней дороге удобнее иметь дело с «наличкой», решила снять с карточки все деньги (отпускные), оставив лишь небольшую сумму для оплаты телефонов и Интернета. Как обычно, вставила карточку, банкомат ее проглотил, и я стала ждать следующих команд. Но их не поступало. Вместо этого на экране появилась какая-то реклама. «Что-то новенькое», – подумала я и решила подождать. Но банкомат совершенно потерял ко мне интерес. Стоявший за мной в очереди мужчина попробовал нажимать кнопки, которые, на его взгляд, помогли бы вернуть мне карточку или запустить привычные команды на экране. Не помогло. Тогда он сказал: «Смотрите, здесь указан аварийный телефон банка – вот и позвоните по нему». Я так и сделала. 

Время меж тем неумолимо приближалось к семи вечера. Меня стала охватывать паника. Завтра – суббота, выходной. Отложить покупки я не могла, так как на завтра до отъезда были намечены другие срочные дела. Сдать билеты, перенести поездку? Но все уже спланировано, меня ждут.

Я еще успела застать в банке сотрудника. Тот сказал, что сегодня они уже закрываются, но, в любом случае, карточку я смогу получить только после выходных. «Но я уезжаю завтра. А карточка и деньги мне нужны сегодня!» – парировала я. В трубке ответили, что есть еще вариант: «Завтра мы работаем до обеда. Если ваша карточка не повреждена, вы можете прийти и снять с нее нужную вам сумму в нашей кассе». 

Часть планов перед поездкой была сломана, но у меня не было другого выхода, кроме как ехать завтра в центральный офис филиала банка. Был еще выход – забыть о карточке с отпускными и поменять валюту из загашника. Но как раз в те сентябрьские дни доллар стал заметно подрастать, и менять валюту в мои планы никак не входило.

Назавтра я сняла нужную сумму через кассу. А насчет карточки мне пояснили, что ее изъятие из банкомата произведет в течение нескольких дней специальная бригада. Если карточка не повреждена, ее просто вернут. Если повреждена, придется делать новую. Короче, дополнительные расходы. Хотя дополнительных расходов все равно было не избежать. За снятие денег через кассу (через свою кассу и не по моей вине!), как мне пояснили, банк возьмет комиссионные 10 рублей. 

На поезд я еле успела. Через несколько дней мне позвонили из банка, сообщили, что карточку достали, что она в целости и сохранности и я могу прийти ее забрать. По приезде в Лиду я ее забрала. Казалось бы, все улажено. А осадок остался. Мало того что перед поездкой были потрепаны нервы, перенесены важные дела и сама она могла сорваться, так я еще и осталась банку должна. И дело не в сумме – не победнела я из-за этих десяти рублей. Вообще, не случись это в такой неподходящий момент, перед самой поездкой, я бы без проблем обошлась какое-то время без карточки, а потом, может, и не вспоминала бы, что когда-то банкомат ее «съел». Но случилось то, что случилось, и ощущение какой-то неправильности осталось.

И еще. В банке я обратила внимание на то, что мою карточку берут из стопки таких же «беглянок», которые тоже ждали возврата своим владельцам. Значит, не так редко такое случается. И, наверное, владельцам банковских карточек нелишне было бы знать, как правильно себя вести в таких ситуациях, чего ожидать и как максимально сгладить последствия случившегося. За пояснениями я обратилась к специалисту.

* * *

На вопросы ответила Татьяна БИЛЬДИС, начальник отдела розничного бизнеса Центра банковских услуг №228 ОАО «Белинвестбанк» г. Лиды.

– Татьяна Ивановна, скажите, а насколько вообще надежны банкоматы, как часто они дают сбой и, в частности, не отдают карточки? Почему они могут это сделать?

– Банкоматы надежны. Тем не менее карточка может быть изъята банкоматом (инфокиоском) по различным причинам: по указанию банка, выдавшего карту, из-за технического сбоя, вследствие механического дефекта карточки, а также если после завершения операции клиент отвлекся и вовремя не забрал карточку из устройства.

Чтобы избежать изъятия, держателю карточки необходимо убедиться, что операция завершена (то есть банкомат или инфокиоск не предлагает провести следующую операцию) и устройство действительно не возвращает карточку. Лучше выждать несколько минут. Бывает, что банкомат долго обрабатывает запрос, и может сложиться впечатление, что он «завис», но спустя небольшой промежуток времени он снова начинает корректно работать. Если по прошествии нескольких минут устройство все-таки не возвращает карту, она точно изъята. 

– Как правильно себя вести в этот момент владельцу карточки?

– Схема действий очень простая. Мы рекомендуем, во-первых, найти на банкомате (инфокиоске) наклейку с номером телефона Контакт-центра банка, обслуживающего устройство, и сообщить о случившемся, а также уточнить сроки инкассации банкомата. Во-вторых, позвонить в Контакт-центр банка, выдавшего карту, и заблокировать ее. Карточку, кстати, можно заблокировать не только по телефонному звонку, но и с помощью Интернет-банкинга или мобильного приложения.

Ситуация с изъятием карточки, безусловно, неприятная, но паниковать в данном случае не стоит. Ваша карта в сохранности, она находится в специальном отсеке банкомата (инфокиоска) и будет извлечена из него при первой же инкассации.

– Как именно происходит выемка изъятых карточек?

– Изъятые карточки забирают из банкомата (инфокиоска) при каждой инкассации. В Лиде все карточки, изъятые банкоматами Белинвестбанка, попадают в подразделение банка по улице Кирова, 10.  

Как правило, если карточка выпущена тем же подразделением банка, которое обслуживает банкомат (инфокиоск), то нужно будет прийти туда, оформить заявление о возврате карточки и предъявить документ, подтверждающий личность.

Если карточка выпущена другим подразделением или другим банком, то необходимо обратиться в банк, выпустивший карту, для получения гарантийного письма на возврат карточки. Далее с этим письмом следует обратиться в банк, обслуживающий банкомат или инфокиоск, в котором была изъята карта. Гарантийное письмо может быть передано и по факсу, так как банки стараются сделать обслуживание максимально комфортным и идут навстречу клиентам. 

Если клиент не обращается за изъятой карточкой в течение нескольких дней, карта будет отправлена в банк, выпустивший ее в обращение. В этом случае клиент сможет забрать карточку уже только в том подразделении, где получал карточку изначально. С учетом месторасположения банков процесс может занять несколько недель. 

– В каких случаях придется заплатить комиссию, когда клиент не может воспользоваться карточкой? 

– Выдача наличных денежных средств держателям карточек в отделениях банка осуществляется с использованием не только самой карточки, но и ее реквизитов. Это означает, что даже при отсутствии карты клиент может получить денежные средства. А вот как это произойдет – с уплатой комиссии или без – зависит от ситуации.

Если карточка изъята банкоматом (инфокиоском) либо забыта клиентом в данных устройствах и у банка есть подтверждение об изъятии, плата за снятие наличных со счета не взимается. Это правило действует: при утере или краже карточки и внесении ее ранее в стоп-лист; в случае
окончания срока действия карточки; если карточка находится в стадии изготовления (до момента поступления ее в подразделение банка).

В завершение небольшой совет. Всегда желательно иметь дублирующую карту. Если она будет того же банка, что и основная, то в ситуации, когда банкомат или инфокиоск изъял вашу карту, вы сможете беспрепятственно, не дожидаясь инкассации устройства, без комиссии и буквально в течение нескольких секунд перевести деньги на другую карту с помощью любого средства дистанционного банковского обслуживания («Мобильного банкинга», «Интернет-банкинга»).  Например, если на вашем смартфоне установлено приложение «Мобильный банкинг» Белинвестбанка, вы это сможете сделать, не отходя от банкомата, после чего сразу же заблокировать изъятую карточку. С этого момента снять наличные денежные средства или осуществить расчеты в торговых точках вы сможете по резервной карте.

Иметь отдельную от зарплатной карту специалисты банка рекомендуют еще по одной причине – для расчетов в Интернете. Когда вы оплачиваете, к примеру, своей зарплатной картой покупку в Интернете, есть вероятность незапланированных списаний со счета: можно по невнимательности согласиться на автоматические платные обновления для смартфона или случайно подписаться на дорогую услугу. А ведь на зарплатной карте обычно находится солидная часть вашего бюджета, поэтому ее стоит поберечь от виртуального шопинга.

Текст: Анна ЛИСОВСКАЯ.Анна ЛИСОВСКАЯ.
Поделиться
1Комментарии
Авторизоваться
img
Пользователь Пожаловаться
Попал в похожую ситуацию летом. Банкомат был "чужой" да ещё на окраине города. Созванивался с банком две недели, ждал изъятия долго, потом ждал бы ещё додьше возврата карты через Минск, т.к. карта не того банка, но подсуетился и забрал в Лиде до отправки в Минск. Такие вот "удобства" иногда возникают при использовании пластика.
А 10 руб. комисси в родном банке за снятие через кассу - это просто грабеж, это же 100000 по старому!!!
12:3519 Ноября 2018