Возвращаясь к напечатанному. «На небесах я буду просить для тебя счастья»

17 Августа 2018 2885

СемьяЧуть более десяти лет назад в «Лідскай газете» был опубликован материал «Ты рядом, и мне не страшен жизни приговор». Его я подготовила после встречи с супругами Макаревич, Анатолием и Розой.

А недавно получила письмо. “Здравствуйте, Людмила Петрулевич! По нашей просьбе напечатайте в «Лідскай газеце» о дальнейшей судьбе семьи Макаревич. Неужели бывает такая любовь?…” К письму (наверное, чтобы напомнить мне, о чем шла речь) была приложена вырезка материала. Но я, как и читатели, не забыла ни эту историю, ни эту семью. Ведь такие журналистские встречи остаются и в памяти, и в сердце.

Всегда вместе, всегда рядом

Анатолий Макаревич родился в деревне Новосады Тарновского сельсовета. После окончания школы не уехал в город, а устроился работать в местное хозяйство. И нисколько не пожалел о таком решении. Был уверен: подался бы он из деревни, никогда бы не встретил свою любимую, единственную Розу. Девочке было пятнадцать лет, когда ее семья переехала в Большие Конюшаны Тарновского сельсовета из Латвии. Мама устроилась работать на местную ферму. Дочка приходила ей помогать. А Толя каждое утро спешил на работу в мехмастерские Больших Конюшан. И однажды он встретил Розу. Тогда и зародилось поистине великое чувство.

С того времени они были вместе. Мороз ли, дождь ли, парень каждый вечер садился на мотоцикл и ехал в соседнюю деревню на свидание. Иногда, возвращаясь домой, думал: “Завтра – перерыв”. Но как магнитом на следующий день тянуло его к этой девочке. А Роза настолько прикипела душой к Толе, что даже незримо чувствовала, где он находится в данный момент.

Когда Розе исполнилось восемнадцать лет, молодые люди поженились. В Дитриках купили большой дом. Как счастливо они жили! В любой работе, в свободную минуту они всегда были вместе. Роза стала мастеровитому Толе помощницей и поддержкой в работе, требующей приложения мужских рук, а Толя никогда не отмахивался от женских хлопот. Вместе разносили почту, поскольку Роза устроилась работать почтальоном.

Макаревичи отстроили дом, купили машину.

Беда пришла через восемь лет. Толя резко начал терять зрение, началось отслоение сетчатки глаз. Причиной стало заболевание мужчины сахарным диабетом. Минские врачи не давали надежды, что процесс остановится. Тогда супруги одолжили денег, взяли билет на поезд и поехали в Москву, в клинику Федорова, чтобы там сделать Анатолию операцию. Хрупкая женщина тянула на себе по незнакомому городу чемодан с вещами и незрячего мужа.

Толя перенес шесть операций. После каждой наступало временное улучшение. А затем свет в глазах погас окончательно.

Супруги начали учиться жить, учитывая физическое состояние Анатолия.

“Теперь ты настоящий управляющий участком”, – шутила Роза, советуясь с мужем, как лучше разбить на огороде грядки.

Но впереди было новое испытание. Сахарный диабет не пощадил почек мужчины. Он попал в реанимацию. А затем врачи вынесли вердикт: “Жить будет, но только с помощью гемодиализа. Процедуру нужно проводить в Лидской ЦРБ три раза в неделю”.

Чтобы быть поближе к районной больнице, Роза обратилась с просьбой к руководству райисполкома, и семье выделили в Лиде комнату в общежитии. Супруги продали дом в Дитриках и переехали в город.

Три раза в неделю Толю с Розой “скорая” отвозила на жизненно важную для мужчины процедуру. Остальное время они проводили дома вместе. Разговаривали; расположившись рядом с мужем, Роза готовила, читала вслух, шила, вязала… Она всегда была рядом.

Я помню, как во время моей журналистской беседы с супругами Макаревич Толя признался, что очень любит свою Розу.

– Но я ее не держу, не имею права... – произнес он.

–…и думать об этом не смей, – остановила мужа Роза.

Через некоторое время, в 2009 году, коварная болезнь поставила в жизни мужчины точку. Анатолий Макаревич ушел в мир иной. Его похоронили на кладбище его родной деревни Новосады.

И ей показалось: мир померк

Узнав о смерти Анатолия, преследуя цель поддержать Розу, высказать ей слова глубокого сочувствия, я написала в газету еще один материал. Впрочем, ни эта поддержка, ни поддержка родных и близких не могли заглушить душевную боль Розы. От горечи утраты она плохо помнит сами похороны. Без Толи их с ним общий дом – комнатка в общежитии – казался пустым и холодным. Сестра мужа, зная о таком состоянии Розы, пригласила молодую женщину пожить у нее…

В январе 2010 года Роза устроилась работать в Лидский дом-интернат для психоневрологических больных. Отодвинуть мрачные мысли оказанием помощи ближнему женщине посоветовал настоятель храма Березовки. А директор дома-интерната Ядвига Стацевич, которая готова сострадать каждому, кто в этом нуждается, приняла Розу в свой трудовой коллектив.

– Я тогда пошла работать в первое отделение. Там самые тяжелые пациенты: незрячие, колясочники. Физически трудно не было, к такой работе по уходу я привыкла. Труднее было морально. Эти беспомощные, больные люди напоминали мне о Толе,– рассказывает Роза Разимовна.

Мы сидим и беседуем с нею в кабинете у Ядвиги Стацевич. С первой нашей встречи прошло более десяти лет. Роза несколько изменилась. Из внешне симпатичной девушки превратилась в миловидную женщину.

“Но все та же Роза: хорошая, добросердечная, ответственная”, – говорит директор дома-интерната.

Соединившись сердцами

Меня интересует: как сложилась личная жизнь Розы?

– Я замужем. Счастлива, – отвечает она.

Роза Разимовна вспоминает, как Толя, зная о своем неминуемом уходе, заводил разговор о ее дальнейшей судьбе.

– Ты не должна оставаться одна, ты обязана быть счастливой, – говорил муж.

– Не говори так, – просила Роза, не желая думать о том, что Толи не станет и их семейная жизнь разрушится.

– Знаешь, когда я буду там, на небесах, я буду просить послать тебе в мужья хорошего человека, – не отступал от своего Анатолий.

С будущим мужем Роза познакомилась на работе. Валера трудится в доме-интернате санитаром. До знакомства с Розой он ни разу не был женат.

Удивительный факт. Как рассказывает директор дома-интерната Ядвига Стацевич, мать Валерия, Ядвига Михайловна, говорила: “Я молила Бога, чтобы он послал сыну хорошую жену, и теперь благодарю Его за Розу”.

Ядвига Михайловна долгое время была помощницей ксендза в Минойтовском костеле. Когда женщина умерла, обязанность по поддержанию чистоты и порядка в храме взяли на себя Валерий и Роза. И выполняли ее целых шесть лет, пока не так давно тяжело не заболела мама Розы, Зоя Николаевна. Теперь в свободное от работы время, иногда на автобусе, а чаще на велосипедах, Роза с Валерием отправляются за семь километров в Большие Конюшаны. Их помощь по уходу за мамой и по хозяйству, несмотря на то что женщина находится под присмотром второй дочери, очень кстати.

– С Валерой мы живем в Минойтах, в его родительском доме, – рассказывает Роза Разимовна. – Всю домашнюю работу выполняем с ним вместе. Валера очень трудолюбивый. Но я нет-нет да и скажу ему: “А Толя это умел делать…” Муж не обижается. Он знает обо мне, о моей жизни все и всегда во всем поддерживает. Валера – замечательный, добрый, заботливый. Он очень родной и близкий мне человек.

У женщины сохранились теплые отношения с мамой Анатолия, Яниной Владимировной, с его родными. Иногда вместе с ними, а иногда одна или с Валерой Роза бывает на могиле Анатолия на кладбище в Новосадах.

Мы с Ядвигой Антоновной Стацевич во время беседы с Розой Разимовной сходимся на том, что таких, как она, женщин люди характеризуют словом «святая».

– Ну что вы? Я обычная, – смутившись, говорит на это наша собеседница. – Такие случаи, как у нас с Толей, не единичные. Например, моя подруга Галя Бурак из Лиды ухаживала за больным мужем. Разве можно предавать или забывать тех, с кем тебе суждено соединиться сердцем?

«Неужели бывает такая любовь?» – спрашивали авторы письма, которое я привела в начале материала. Оказывается, бывает. Только надо уметь любить. Как Роза.

IMG 3277

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться