На страже качества… метод мозгового штурма. Этот метод наряду со многими другими новшествами содержится во внедряемой сейчас на лидских предприятиях 5-й версии СТБ ISO 9001

30 Ноября 2017 1177

В 1946 году была создана Международная организация по стандартам – ИСО (International Organization for Standartization – ISO), одним из сооснователей которой, к слову, являлся и СССР. В сферу ее деятельности входит стандартизация во всех сферах, кроме электротехники и электроники. Помимо стандартизации, ИСО занимается также вопросами сертификации. Одной из главных задач организации является содействие развитию стандартизации в мире для обеспечения международного обмена товарами и услугами.

Техническим комитетом Международной организации по стандартизации разработана серия стандартов ИСО 9000, в которой содержатся основные принципы менеджмента качества (управления качеством) на предприятиях и в организациях, руководство по достижению ими устойчивого успеха. Стандарты серии ISO 9000 приняты более чем 160 странах мира (в том числе, в Беларуси) в качестве национальных. Их могут применять любые предприятия, независимо от размера, формы собственности, сферы деятельности. ISO 9001 – единственный стандарт этой серии, по которому производится сертификация, он содержит набор требований к системам менеджмента качества. Если предприятие сертифицировано по данному стандарту, это свидетельствует об определенном уровне его надежности, повышает конкурентность его продукции на современном рынке, дает возможность экспортировать ее в Европу и другие регионы мира. У потребителя к продукции, которая выпускается на таком предприятии, больше доверия.

Время не стоит на месте, и версии ISO 9001 тоже эволюционируют. В настоящее время в нашей стране осуществляется переход от четвертой версии стандарта (СТБ ISO 9001-2009) к пятой (СТБ ISO 9001-2015). Казалось бы: ну и что? Пусть специалисты этим занимаются. Но на самом деле это касается многих из нас. Потому что практически все мы являемся потребителями тех или иных продукции и услуг, а многие работают в организациях, где их производят, и причастны к системе управления качеством. Популярно рассказать о новой внедряемой версии ISO 9001 и в чем ее отличие от предыдущей мы попросили ведущего инженера по стандартизации, эксперта-аудитора по системе менеджмента качества РУП "Лидский центр стандартизации, метрологии и сертификации" Александра ЗАРУДНОГО.

– Предыдущий стандарт СТБ ISO 9001-2009, – уточнил в начале беседы Александр Владимирович, – еще действует. Но Госстандартом Республики Беларусь установлен переходный период до 15 сентября 2018 года, в течение которого все мероприятия по переходу на СТБ ISO 9001-2015 должны быть завершены.

– Хотелось бы вначале уяснить: почему в одном случае употребляется термин "ISO", в другом – "СТБ ISO".Чем они отличаются?

– Когда международный стандарт или его версия (например, ISO 9001-2015)  разработан и опубликован, он может быть принят в качестве национального странами-членами ISO. Это общепринятая практика. В данном случае СТБ ISO 9001-2015 – адаптированная для Беларуси пятая версия международного стандарта

– Скажите, много ли в нашем регионе предприятий, сертифицированных по стандарту ISO 9001? Какие это предприятия? Когда, вообще, в Беларуси началась сертификация по данному стандарту?

– Сертификация по стандарту ISO 9001 начала применяться для белорусских предприятий с конца 90-х годов. Это, как правило, были предприятия-экспортеры. Сама жизнь заставила их это сделать, чтобы успешно продвигать свою продукцию на экспорт. «Первой ласточкой» в стране стал Белорусский металлургический завод. А сегодня уже на десятках лидских предприятий внедрена система менеджмента качества. Это строительные, машиностроительные, пищевые, деревообрабатывающие предприятия, торфозаводы, предприятия легпрома…

– И по этому вопросу они обращаются именно к вам – в Лидский центр стандартизации, метрологии и сертификации?

– И к нам, и в другие ЦСМС, например, в областной. Строгой «привязки» нет. Мы также сертифицируем не только лидские предприятия, но и из разных районов области. Непосредственно сертификацией систем качества занимаются аккредитованные на этот вид деятельности эксперты-аудиторы по системе менеджмента качества ЦСМС.

Итак, если предприятие сертифицировано по ISO 9001, это означает…

– …это означает, что на нем внедрены все требования, которые максимально, на всех стадиях производства, содействуют выпуску качественного продукта. То есть, на нем строго в соответствии с требованиями стандарта ISO осуществляются планирование и организация работ во всех подразделениях, обеспечены необходимый уровень материальной базы, применяемых технологий, качества сырья и так далее, имеются необходимые кадры, которые в той или иной мере тоже вовлечены в процесс управления качеством.

– А чем же перестал устраивать предыдущий, еще действующий, стандарт ISO 9001-2009? Зачем надо было внедрять новую версию ISO 9001-2015?

ISO 9001-2015 – это пятое издание стандарта, регулирующего систему управления качеством. Пятая версия была введена в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь в 2015 году. При пересмотре ISO была поставлена цель – создать такие стандарты, которые позволили бы предприятиям сразу работать эффективно, без последующих исправлений. В первую очередь были сделаны выводы из экономического кризиса 2008-2010 годов. Особое внимание было уделено причинам банкротства многих предприятий, а также мерам, которые необходимо было и можно было предпринять. В итоге в стандарт был включен, как один из основных, принцип ориентации на риски.

– А раньше руководители не обязаны были просчитывать и учитывать возможные риски, реагировать на возрастающую внешнюю конкуренцию и наметившиеся негативные тенденции в работе предприятия (устаревание оборудования, технологий, в целом отставание от прогресса, дефицит необходимого качественного сырья, недостаточную квалификацию кадров и др.), что в конечном итоге отражалось на качестве производимых продукции и услуг?

– Принципиальное отличие новой версии ИСО 9001 в том, что в ней появилось новое требование – по оценке рисков деятельности. В прежней версии это тоже присутствовало, но не было выделено, как отдельная и обязательная деятельность, поэтому часто просто игнорировалось. Сейчас же руководители обязаны мониторить информацию по конкурентной среде, рынкам сбыта, новым технологиям, запросам потребителей, состоянию экономики в целом, тенденциям в ней и, исходя из этого, прогнозировать возможные риски и своевременно вносить необходимые корректировки.

При определении рисков и возможностей большое значение имеет достоверность информации, на основе которой в организации принимаются решения. Нужно учитывать возможные интересы предоставивших ее людей, тогда анализ рисков будет более точным.

Еще одно отличие новой версии стандарта состоит в том, что появилось больше возможностей для создания системы менеджмента качеством (СМК), приспособленной к специфическим потребностям конкретных организаций. Это, например, может касаться управления документацией. Теперь организация, исходя из своих специфических потребностей  сама вправе решать: какую информацию следует обязательно документировать, а какую не обязательно – ведь иногда достаточно просто дать рекомендацию. Главное при этом – не нарушить правовые нормы. Это будет способствовать уменьшению документооборота и более эффективной деятельности.

Одно из основных новшеств СТБ ISO 9001-2015 – требование определить внешние и внутренние факторы, которые оказывают воздействие на способность организации достигать намеченных результатов. К таким факторам относятся, в частности, ожидания заинтересованных сторон: собственников, инвесторов, органов государственной власти, поставщиков, партнеров, клиентов, сотрудников. В организации должно быть четкое знание стратегических целей – чего она хочет, куда движется. При этом, если раньше предприятия почему-то обычно, думая о рынках-клиентах-конкурентах, почти забывали о внутренней среде, то сейчас таким же образом, как внешние, должны учитываться внутренние факторы, которые тоже имеют большое влияние.

Новой версией ИСО рекомендуется примерно раз в полгода проводить анализ запланированной деятельности – в какой мере остаются приоритетными выбранные ранее направления. Ведь, в производстве нет незыблемых вещей: меняются технологии, законодательство, ситуация на рынках и т. д., и это следует принимать во внимание.

– Вы сейчас рассказали о некоторых новых требованиях, предъявляемых к системе менеджмента качества (СМК) в масштабах организации в целом. А какую роль в управлении качеством отводит новая версия ИСО человеку?

– В тексте СТБ ISO 9001-2015 как раз введено требование активного участия в СМК и большей ответственности высшего руководства. Именно руководитель обладает всей информацией о стратегическом развитии предприятия и в полной мере обладает компетенцией, чтобы указать приоритетные направления. Но на практике в вопросах, касающихся управления качеством, раньше нередко получалось так, что руководство (директор, главный инженер), не обученные к тому же практикам СМК, были больше озабочены обеспечением объема работ, занятости, а вопросы качества оставались на вторых ролях – они перепоручали это своим заместителям. А те – своим подчиненным. В итоге важные вопросы управления качеством решались не на том уровне.

– Но один управленец, даже самый компетентный, может в чем-то ошибиться, что-то не учесть…

– Действительно, с другой стороны, как говорят, один ум хорошо, а несколько – еще лучше. Именно поэтому в новом стандарте приветствуется применение такой деятельности, как решение задач методом мозгового штурма. Он заключается в том, что руководитель создает команду (например, в составе инженера по качеству, инженера-конструктора, представителей технологических служб), и когда необходимо оперативно принять решение по важному и непростому вопросу, все садятся за общий стол и выдвигают всевозможные идеи. Потом проводятся их отбор, экспертиза и вырабатывается окончательное решение. Метод мозгового штурма особенно полезен при идентификации риска применения новых технологий, переоснащения, когда необходимо нестандартное решение проблемы. Эти проблемы нельзя решать слишком узким кругом. 

Мозговой штурм

– Но качество продукции, на мой взгляд, зависит не только от тех, кто управляет этим качеством, но и непосредственно от тех, кто производит продукцию (услуги)…

– Да. Качество произведенной продукции, оказанных услуг напрямую зависит от непосредственных исполнителей и их заинтересованности. И в очень большой степени – от специалистов, ответственных качество. Поэтому мы теперь даем рекомендации, чтобы на предприятиях внедрялись механизмы мотивирования этих специалистов, чтобы у руководителя была реальная возможность поощрить их материально.

Стандарт СТБ ISO содержит много других новшеств, я рассказал о некоторых из них. В заключение хотел бы остановиться еще на одном понятии, на которое надо обратить внимание – это компетентность работника. Если раньше речь шла в большей степени о повышении квалификации, образовании, то в новой версии стандарта упор сделан на умении применять знания на практике.

Внедрение новой версии СТБ ISO 9001 – ключ к успешной деятельности и дальнейшему развитию организации.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться