Экономическая безопасность страны под надежной защитой. Сегодня исполняется 30 лет таможенной службе Беларуси

20 Сентября 2021 1803

Излишне говорить, какой весомый вклад белорусская таможенная служба вносит в укрепление экономической безопасности нашей страны, противодействуя контрабанде и трансграничной преступности, создавая благоприятные условия для международной торговли и, что немаловажно, наполнения доходной части республиканского бюджета.

Профессионализм сотрудников, их преданность своему делу позволяют на высоком уровне решать стоящие перед таможенными органами задачи. В этом смогли убедиться журналисты региональных СМИ, для которых накануне Дня таможенника был организован пресс-тур в автодорожный пункт пропуска «Бенякони», расположенный на белорусско-литовской границе.

Справочно. Автодорожный пункт пропуска «Бенякони» (сопредельный «Шальчининкай») находится в зоне ответственности Гродненской региональной таможни. Здесь предусмотрено по шесть полос движения на выезд из Беларуси и на въезд для грузового и легкового транспорта, а также автобусов, реализована система «зеленого» и «красного» коридора на легковом направлении, работает электронное предварительное информирование. Фактическая пропускная способность в год – более 140 тыс. большегрузов, свыше 400 тыс. легковых авто и более 6 тыс. автобусов.

При подъезде к пункту пропуска с правой стороны дороги можно видеть, как строится площадка, где будет функционировать система электронной очереди. Она позволит водителям планировать время пересечения границы, а также в случае необходимости отдохнуть в комфортных условиях. К слову, такие площадки успешно действуют перед пунктами пропуска «Котловка», «Каменный Лог», «Брузги». Стоянка перед «Беняконями» (а сдача ее запланирована уже на эту осень) рассчитана на 267 мест, в том числе 212 – для грузовых автомобилей, 50 – для легковых и 5 – для рейсовых автобусов. Будут здесь также магазин, кафе, душ, туалет. В скором будущем привычную  «колейку» из большегрузов тут мы уже не увидим.

На территории пункта пропуска журналистов встречает заместитель начальника таможенного поста «Бенякони» Сергей Ивановский.

 – Таможенный пост «Бенякони» существует с 1992 года – 23 декабря был подписан акт приемки, и пост заработал, – проводит для нас экскурс в историю Сергей Николаевич. – Тогда он занимал совсем небольшое здание, но экономика страны развивалась, постепенно увеличивалось количество экспорта и импорта, соответственно совершенствовалась и инфраструктура таможенного поста, увеличивалась его пропускная способность.  Первоначально проектная мощность данного пункта пропуска была по 200 грузовых машин в обе стороны (въезд-выезд) и по 370 легковых машин. Сегодня эти цифры значительно выше. Так, если говорить о грузовом направлении, которое так и осталось активным даже после ковидных ограничений, в сутки таможенники могут оформлять и более 500 большегрузов в обоих направлениях (при условии, что литовские коллеги будут работать в таком же ритме).

Знакомя журналистов с работой таможенного поста, Сергей Николаевич отмечает, что сегодня он оборудован системой новейшего цифрового видеонаблюдения, позволяющей увидеть как любое рабочее место сотрудника таможни, так и каждый метр непосредственно пункта пропуска, где стоят авто и передвигаются водители. Кроме того, внедрена автоматизированная система распознавания номеров. Для удобства водителей большегрузов функционирует система электронной очереди предоставления документов для таможенного контроля. Этим летом в эксплуатацию была введена система радиационного контроля.

Продемонстрировал нам Сергей Ивановский и современный  арсенал технических средств таможенного контроля. Среди классических видеоэндоскопов, металлодетекторов, досмотровых щупов, зеркал, фонарей и др. – современные настольные и переносные детекторы следов взрывчатых веществ и наркотических средств (к слову, содержат базу с большим перечнем), которые позволяют определить наличие таковых у пересекающего границу лица либо на перемещаемых им товарах, в том числе внутри автомобиля. 

Познакомились представители масс-медиа и с работой современной сканирующей установки. Расположен так называемый томограф в автобусном зале. Он позволяет, не вскрывая багажа, видеть все его содержимое. Пока чемодан пассажира едет по транспортеру, на монитор выводится его трехмерное изображение.  Так, рассмотрели мы на экране нож, который Сергей Николаевич предварительно положил в сумку и пропустил ее через сканер. Кроме того, устройство реагирует сигналом, если в багаже обнаруживаются оружие, наркотики и другие запрещенные к перемещению товары.

– Такой томограф – большое подспорье в деятельности таможни. Время осмотра багажа значительно сокращается.

Затем мы проследовали в бокс углубленного досмотра грузовых транспортных средств. Грузовик въезжает в ангар, разгружается (иногда полностью), и начинается сверка документов и товара. В день нашего приезда этой работой был занят инспектор отдела таможенных операций и контроля таможенного поста «Бенякони» Иван Хвесечко. Об Иване мы не так давно рассказывали на страницах «Лідскай газеты» как о молодом, но уже высокопрофессиональном работнике. И сегодня лидчанин (а в «Беняконях» таможенниками трудится немало наших земляков – практически около 80 процентов коллектива) еще раз подтвердил, что сделал правильный выбор профессии. Хотя и не всегда бывает легко.

– Но интересно! – с энтузиазмом подчеркнул Иван.  

Большим подспорьем в работе таможенной службы является инспекционно-досмотровый комплекс (в этом пункте пропуска он мобильный). Использование так называемой технологии неинтрузивного досмотра позволяет без вскрытия транспортного средства и товара «увидеть», что находится внутри. Это значительно сокращает время проведения таможенного контроля, так, если ручной досмотр может занять и до 8-10 часов, то здесь процесс занимает в среднем 10-15 минут: сканирование, изучение сканограммы, оформление документов, сверка ВИН-номера. Кроме того, такая «флюорограмма» автомобиля позволяет обнаружить и скрытые в тайниках товары «вне закона».

В день нашего посещения таможенного пункта «сканировал» большегрузы главный инспектор отдела проведения операций таможенного контроля Алексей Бурьянов. Он, к слову, также лидчанин. Задал нам Алексей задачку: посчитать на экране, какое количество мотоциклов провозится в прицепе грузовика. Наша цифра совпала  с количеством, заявленным в декларации. На деле же оказалось на два мотоцикла больше – специалист смог увидеть их при помощи сканирования.

Стоит отметить, что применение инспекционно-досмотровых комплексов не только сокращает время проведения таможенного контроля, но и способствует усилению безопасности. Применение таких технологий позволяет «увидеть» в самых труднодоступных местах незаконно перемещаемые товары. К слову, крупные партии гашиша и кокаина, перемещаемые в днищах и топливных баках автомобилей, были выявлены гродненскими таможенниками с применением именно ИДК.

Далее мы направились к линии  въезда легкового транспорта. В тот день, кроме сотрудников таможни, производящих осмотр автомобилей и багажа, здесь работали таможенники-кинологи со своими питомцами. Способности в поиске наркотических средств и психотропных веществ, а также оружия, взрывчатки и всего, что запрещено провозить через границу, нам продемонстрировал четырехлетний английский кокер-спаниель по кличке Жюльен. 

Инспектор сделал «закладку» в тягаче, в области топливного бака. Жюль, обойдя автомобиль, остановился и стал подавать знаки именно у того места, где был спрятан сверток с «запрещенкой».

– Насколько от породы зависят служебные качества собаки? – интересуемся у главного инспектора кинологического отдела Гродненской региональной таможни Юрия Карпейчика.

– При выборе собаки предпочтение отдается охотничьим породам, а также немецким овчаркам как универсальной породе. Однако служебные качества собаки зависят скорее не от породы, а от воспитания: как натренируешь – так она и будет работать, – ответил кинолог.

Чтобы научить собаку, много времени не нужно. Например, чтобы трехмесячного Жюльена «поставить на запах», хватило нескольких часов. Потом уже, на протяжении всей жизни, идет совершенствование навыков.

Стоит отметить, что техническое и цифровое оснащение таможенного пункта постоянно обновляется. Одно из последних обновлений – современная система радиационного контроля в пунктах пропуска «Брузги», «Берестовица», «Котловка» и «Бенякони». Она позволяет контролировать перемещение через границу опасных источников ионизирующего излучения, а это могут быть как загрязненные отходы, так и элементы ядерного оружия.

– В рамках проекта международной помощи в июле этого года в пункте пропуска «Бенякони» как на въезде, так и на выезде из Республики Беларусь были установлены стационарные радиационные ворота, – продолжает наше знакомство с работой таможенного поста Сергей Ивановский. – Нашим государством уделяется большое внимание контролю над перемещением источников ионизирующего излучения.

К слову, таким источником могут быть даже строительные и отделочные материалы, та же керамическая плитка. И задача таможенной службы – выявить превышение допустимой нормы и не допустить опасный груз на территорию страны.

При помощи радиационных ворот можно определить не только то, что есть источник излучения, но и в каком точно месте он расположен, в каком объеме и какой именно. Например, на специальном светофоре загораются разные сигналы: красный – значит, повышено гамма-излучение, синий – нейтронное. Вся информация подается на пульт, на мониторе отображается картинка с машиной, а также то, какая опасность, какого вида и т. д. обнаружена.

– В этом году мы уже вернули одну такую машину, – продолжает Сергей Николаевич. – Она шла из-за границы в адрес белорусских производителей изделий для печек. Сырье оказалось с повышенным радиационным фоном. Машина была возвращена на сопредельную сторону.

Также здесь осуществляется и весогабаритный контроль автомобиля. Один из специалистов, работающих за пультом, – лидчанин Евгений Окунь.

– Грузовой автомобиль, прибывающий из Литовской Республики, проходит взвешивание, сверку пломбы, осматриваются документы на груз, и уже отсюда машина отправляется для дальнейшего прохождения таможенных процедур, – знакомит со спецификой своей работы Евгений. – Это достаточно узкое место, оно требует большой концентрации внимания.

***

Как можно было убедиться во время нашего пресс-тура, сегодня работник таможенных органов – это и юрист, и экономист, и инженер, и даже товаровед, и тем более психолог.  Когда видишь налаженную работу такого коллектива профессионалов, как на таможенном посту «Бенякони», можешь быть уверен: экономическая безопасность страны – под надежной защитой.















Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться