Попутного ветра, хрустальные паруса! Посмотрите, какую эксклюзивную красоту создали на березовском стеклозаводе «Неман»

03 Августа 2020 1360
Якорь поднят, нос корабля разрезает воду, и на ее волнующейся хрустальной поверхности красиво играют блики света, ветер раздувает паруса, канаты натянуты, а внутри судна, за стеклами иллюминаторов, кажется, течет своя особая жизнь… 

Когда я любовалась всем этим, сознание совершенно игнорировало тот факт, что в приемной ОАО «Стеклозавод «Неман» нет, да и не может быть ни морского ветра, ни собственно моря. Тем не менее вся описанная выше красота существует в реальности. Для читателей здесь нужно сделать некоторые уточнения. Дело в том, что волнующаяся поверхность «воды» в самом прямом смысле была хрустальная. Впрочем, и сам парусник, «скользящий» по ней, – от корпуса до самых маленьких перекладин «веревочных» лестниц, крепящихся к мачтам, – полностью был выполнен из хрусталя. Хрустальный корабль размещался на столе и, хоть имел относительно небольшие габариты (около 40 сантиметров в длину), моментально, едва входишь в помещение, притягивал взгляд. И сразу становилось понятно, что перед тобой – одно из уникальных изделий, демонстрирующих высочайший уровень профессионального мастерства его создателей – работников стеклозавода «Неман». Захотелось узнать историю создания парусника подробнее. 

А история такова. Некоторое время назад на березовский стеклозавод поступил индивидуальный заказ на хрустальное изделие в виде небольшого парусника. Для выполнения таких заказов (а также изготовления других эксклюзивных изделий, ценных подарков, сувенирной продукции, опытных образцов) на стеклозаводе в свое время был организован участок высокохудожественных изделий. То, что на предприятии есть такой участок, сегодня как никогда актуально: в последнее время наблюдаются возрастающие спрос и интерес к единичным авторским вещам из хрусталя. Продукцию участка высокохудожественных изделий приобретают непосредственно заказчики, а часть поступает в фирменные магазины стеклозавода, где ее покупают в личные коллекции, с целью дарения и т. д. (и это очень ценные подарки и приобретения, так как авторские изделия имеют высокую цену). 

Мне сообщили, что автором хрустального корабля является бригадир бригады алмазчиков участка высокохудожественных изделий Павел Сурконт. Он пришел на стеклозавод около 20 лет назад. Трудовой путь начал в цехе выработки. Потом стал работать алмазчиком – сначала в цехе хрусталя, затем на участке высокохудожественных изделий. На этом участке Павел Сурконт трудится уже более 10 лет, а в 2019 году возглавил бригаду алмазчиков.


– Если вас интересует, как шла работа именно над парусником, – поделился во время беседы Павел Здиславович, – то хочу отметить, что я за прошедшее время сделал несколько подобных изделий. Самый первый (и, кстати, самый маленький) корабль являлся, как вы уже знаете, индивидуальным заказом. Это было не слишком сложное изделие с минимумом мелких элементов. Потом потребовалось изготовить еще один корабль, я его сделал побольше, и это позволило оснастить хрустальное изделие дополнительными деталями. Потом было еще более крупное судно и еще. И каждый раз конструкция усложнялась, добавлялись новые детали. То изделие, которое вы видели в приемной, – последняя, самая большая и самая сложная версия парусника.

Павел Сурконт рассказал, что идея изготовления всех кораблей, как они должны выглядеть, полностью принадлежит ему. Свое видение будущих изделий он описывал мастерам бригады выдувальщиков Валерия Багинского, которые потом в полном соответствии с этим делали хрустальные заготовки корабля. Так было и на этот раз. Они отлили подставку (водную гладь), выдули полую заготовку корпуса, вытянули хрустальные нити для будущих мачт, лестниц, канатов. Остальную, наиболее трудоемкую и кропотливую (а подчас просто ювелирную) работу выполнил Павел Сурконт: нанес всю необходимую нарезку, обработал и подогнал элементы корабля, затем склеил их. 

О том, насколько это кропотливая работа, свидетельствуют довольно тщательно проработанные нос, корма, борта, рубка корабля, большое количество мелких элементов, не говоря уже о мачтах, натянутых, как струны, канатах, лестницах. Лестница – наиболее трудоемкий элемент судна. Для их изготовления Павел Здиславович дробил хрустальную нить, а затем вручную приклеивал каждую перекладинку.

Паруса тоже достойны особого упоминания. Сложно поверить, что это хрупкий хрусталь, а не податливая ветру парусина. Чтобы добиться максимального сходства с непрозрачной, выбеленной солнцем льняной тканью (которую обычно использовали для изготовления парусов), березовские мастера отматировали хрусталь, применили специальную обработку.

Попутного ветра вам, хрустальные паруса! Свежих, ярких идей и удачного их воплощения вам, березовские умельцы! 

Текст: Светлана Толмачева.Светлана Толмачева.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться