Художник ОАО «Стеклозавод «Неман»: «Рынок заполонила машинерия, а покупатели хотят видеть след человеческой руки»

21 Февраля 2020 3205
Только в прошлом году на стеклозаводе «Неман» увидели свет 210 видов новой продукции. В каждое изделие вложен труд многих людей, но в первую очередь – художников. Легко ли воплощать в жизнь самые смелые идеи?

На предприятии отвечают: «Нелегко! Как и нелегко было изобретателю когда-то придумать обыкновенный стакан». Сегодня рынок стекольной продукции постоянно пополняется новинками. В его меняющихся условиях нужно уметь  видеть открывающиеся перспективы и возможности, быстро реагировать на них, быть гибкими. И это не планы на будущее, а то, что имеет место уже сейчас.

Уникальность – в «рифленке»

Главный художник завода Сергей Шетик, который отдал любимому делу более двадцати лет, раскрывать все секреты производственного процесса не спешит. Но с цифрами знакомит. За последний год на предприятии разработали 210 новых видов продукции из стекла, из них 85 – ответственные заказы (сейчас выполняется интересный и то же время сложный заказ от Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь). Ставка делается на новинки. Часть уже внедряется в производство, некоторые интересные идеи еще ждут своего времени. 

– Любой художник знает, какое значение имеет рама для картины, как она может подчеркнуть все достоинства полотна или загубить идею на корню, – рассказывает Сергей Иванович. – Вот и мы вместе с нашим руководителем и командой профессионалов стараемся делать все возможное, чтобы продукция стеклозавода имела свое «лицо». Задача, которая ставится сегодня, – дать вторую-третью жизнь старым формам. Для этого, к примеру, берем фужер-бокал, начинаем с ним работать. Если раньше у него была тянутая нога, то по задумке вскоре она стала представлять плетенку. Смотрится изделие очень презентабельно. Хотя и пришлось постараться, чтобы воплотить желаемое в жизнь: когда первое изделие проходило технологический процесс, трещало «по швам». У фужеров ахиллесова пята – именно ножка.

Разработка изделия – полет мысли человека, его воображение, а вот производство – творение рук и бесценный опыт. Месяц назад серия «Венеция», уникальность которой кроется в той самой плетеной ножке и «рифленке» чаши и ободка бокала, могла не увидеть свет: работа оказалась новой, специфической, трудоемкой. Но благодаря бригаде, которую составили бригадир Вячеслав Стома, выдувальщик Валентин Клюкович, наборщик Светлана Никитенко, отдельщик Елена Кульчицкая, знающие все премудрости стекольного дела, идея художников воплотилась в жизнь. Правда, пока новую серию потребителю придется подождать. Как и еще одно детище предприятия под названием «Микс»: оно только готовится увидеть свет. Свое название яркие бокалы и стаканы полностью оправдывают. «Микс» – это шесть оттенков разных цветов. Смотрятся – глаз не отвести. 

Серия «Венеция». Ее уникальность – в рифленом ободке.

– Некоторое время назад работали в основном с красками, но итог был печален, – заметил Сергей Шетик. – Очень красивые получались изделия из цветного стекла, пользовались спросом, но краска могла слазить. Решили, что стоит работать с цветной пудрой. Идею вынашивали целый год. Задумка сама по себе интересная, свежая. Правда, была вероятность того, что не получится. Головоломку методом проб и ошибок решили с бригадой стеклодувов. Получился достойный микс, как и еще одна достойная элегантная серия с названием «Арктика». Ее уникальность – в кованой поверхности. Пока налажено производство только фужеров, линейка считается пробной. Первые образцы уже появилась в фирменных магазинах сети (их в Беларуси 16). Главный «цензор»  – потребитель. И мы, как производители, ожидаем откликов. 

Выдувное стекло в приоритете

В том, что отклики обязательно появятся, сомневаться не приходится. Новые серии стеклянной посуды от завода «Неман» – поиски новых ходов для внутреннего и внешнего рынков. Покупателю приелись гладкие, однотонные формы. Новые тенденции требуют глотка свежего воздуха. 

– За четыре тысячи лет в стекольном деле все уже сделано, а вот скомбинировать, соединить что-то близкое или кардинально отличающееся в одно целое сродни таланту, – уверен коллега Сергея Шетика, автор многих уникальных произведений и многочисленных образцов стеклянных изделий Василий Самохвалов. – Всякая новинка требует человеческих изысков, поисков, находок. Работа над этим ведется и в нашем коллективе. Пусть новая посуда сложнее в производстве, но процесс освоения и разработки мы не остановим. В этом и заключаются своеобразие, ценность ручной работы.

К слову, именно о ценности ручного труда еще в конце 80-х годов говорили зарубежные гости, приезжавшие на предприятие. Изначально, приобретя посуду, испанцы не верили, что в ее основе человеческий опыт, умения, талант. Но как только побывали в цехах, увидели, как выдувается стекло, нарезается алмазная грань, их сомнения испарились. 

– Когда вы делаете что-то руками, должен быть виден след человеческой руки, – говорит Василий Самохвалов. – Люди соскучились по следу руки, потому что жизнь заполонила машинерия, вылизанная до предела. И серия цветной посуды – это наш пикантный ход, «нет» поточному способу и низкому качеству изделий. Сейчас идет поиск адекватного цвета, который потребителю будет приятен. 

– Многие сегодня считают спрос на продукцию стеклозавода невысоким ввиду цены. А как считаете вы?

– Наша посуда недешевая в силу многих причин, – отвечает мой собеседник. – Но мы находимся в своем ценовом сегменте и вынуждены в нем работать. Зарубежные образцы гораздо дороже. Фирмы-киты только за счет бренда увеличивают цену. Бывает, себестоимость значительно ниже, как и качество.

По словам художника, девяносто процентов посуды в мире производят специальные, механизированные линии. Их минус в том, что каких-то специальных эффектов достигнуть практически невозможно. В ручной работе все исполнимо. Стеклянная посуда стеклозавода «Неман» во всех смыслах закаленная. Этим и хочет воспользоваться местное предприятие со славной историей. 
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться