Как к нам приходит электричество? Стоит ли доверять внешний долг вышибалам? Эти и другие вопросы обсудили наниматели на заседании, прошедшем на базе Лидских электрических сетей

11 Апреля 2019 492
В последних числах марта руководители наиболее крупных и значительных лидских организаций, являющихся членами Гродненского областного союза нанимателей (ГОСН), вновь собрались вместе, чтобы обсудить актуальные вопросы, касающиеся сферы их деятельности, поделиться мнениями, узнать новую полезную информацию от приглашенных лекторов, ближе познакомиться с работой одного из местных предприятий.

Такие встречи проходят раз в квартал. Первое в нынешнем году заседание Совета Лидского районного филиала ГОСН решили провести на базе филиала РУП «Гродноэнерго» Лидские электрические сети.

В работе мероприятия приняли участие директор исполнительной дирекции ГОСН Владимир Яковлев, его заместитель Ольга Вольтер, член Совета Республики, председатель районного Совета депутатов Инесса Белуш, заместитель начальника управления экономики райисполкома Гелена Данишевич. На заседании шла речь о наиболее эффективных способах взыскания внешней дебиторской задолженности, о профилактике производственного травматизма, были подведены итоги работы ГОСН. Но вначале принимающая сторона пригласила всех познакомиться с работой Лидских электрических сетей (ЛЭС).

1. «Пока ток дойдет до потребителя – это очень сложные схема и система»

Началась экскурсия с посещения диспетчерского зала, откуда осуществляется оперативное управление всеми электрическими сетями лидского филиала «Гродноэнерго». В центре этого просторного зала с высоким потолком оборудованы рабочие места диспетчеров. А две смежные стены от пола до самого потолка представляют собой внушительных размеров схему всех сетей, которые находятся на обслуживании ЛЭС. Участников заседания приветствовал директор филиала РУП «Гродноэнерго» Лидские электрические сети Виктор Жук.

Виктор Станиславович пояснил, что ЛЭС обслуживают потребителей четырех административных районов: Лидского, Вороновского, Новогрудского, Кореличского. Общая протяженность линий электропередач, которые обслуживают ЛЭС, составляет 9 тысяч км (более 100 км построено в прошлом году). На балансе также примерно 2,5 тысячи подстанций. В состав ЛЭС входит Новогрудская ветроэлектрическая станция (ВЭС). Вся обслуживаемая территория Лидских электрических сетей – 5,7 тысячи км2, причем многие километры линий тянутся через лесные массивы, и предприятие постоянно ведет там уборку кустарников, деревьев. Все это хозяйство – с техникой, оборудованием, зданиями и сооружениями – обслуживает коллектив численностью 833 человека.

Особо Виктор Жук остановился на специфике процессов передачи электроэнергии на расстояние, и по ходу рассказа становилось все более понятным, что именно изображают на схеме разноцветные линии и лампочки. «Чем ближе к конечному потребителю, тем напряжение в линиях электропередач ниже. Это законы физики, – напомнил он. – Соответственно, на обслуживании ЛЭС находятся электрические линии напряжением 330-35 кВ, 6-10 кВ и 0,4 кВ». Виктор Станиславович пояснил, как эти линии вместе с трансформаторными подстанциями и другими объектами завязаны в одну систему и как, в свою очередь, лидский энергоузел взаимодействует со всей белорусской энергосистемой в целом.

Затем Виктор Жук рассказал об особенностях работы диспетчеров оперативно-диспетчерской службы. Дежурство в диспетчерском зале ведется круглосуточно. «Здесь, на первый взгляд, ничего не происходит, – обратил внимание присутствующих директор филиала, – но на самом деле на этих людях лежит огромная ответственность за обеспечение электроэнергией наших потребителей, в том числе предприятий, которые вы возглавляете».

Участники мероприятия задали немало вопросов, в частности: о предстоящем вводе БелАЭС, о расценках на реализуемую (в том числе за рубеж) электроэнергию, какое вообще количество электроэнергии сейчас продается на внешне рынки и какие дальнейшие перспективы, о работе ветроэлектрической станции и другие.

Отвечая на вопрос о ветроэлектрической станции, Виктор Станиславович сообщил, что на ней сейчас работают 6 машин (ветряков), и продемонстрировал, как параметры их работы отслеживаются в режиме онлайн. «Вы видите на экране выработку каждой из 6 машин, какая по месту их расположения сейчас скорость ветра. Также вы можете видеть, что за сегодняшние сутки станция выработала свыше 45,8 тысячи кВт/ч, а с начала года – 7 миллионов 833 тысячи кВт/ч. Всего же станцией за 2018 год было выработано 20 миллионов кВт/ч, а в 2017-м – 22,6 миллионов кВт/ч, так как ветровая нагрузка была больше». (Позднее, на заседании, Виктор Жук добавил, что в целом ЛЭС отпускают за год потребителям около 500 миллионов кВт/ч. Структура отпуска в 2018 году сложилась такая: 46 % электроэнергии потребила промышленность, 29 % – население, 9 % – сельхозорганизации, остальное – прочие потребители. 

Не меньше интересного участников мероприятия ожидало за пределами диспетчерского зала. На площадке у административного здания можно было увидеть самые разные машины, которые находятся на эксплуатации в ЛЭС. Всего в подвижном составе Лидских электросетей 185 единиц транспорта. Затем гости побывали в боксах для ремонта легковых и грузовых автомобилей. Условия там впечатляют. Например, бокс для грузовых автомобилей оставил очень хорошее впечатление благодаря высокому уровню технической оснащенности (в том числе вспомогательных отделений), чистоте и порядку, свежему воздуху (что обеспечивается вытяжками для отработанных газов), прекрасной освещенности, комфортной температуре и поразил стенами и полами в довольно необычных для таких помещений светлых и белых тонах.

 

 

 

Потом участникам выездного заседания предложили познакомиться с работой одного из подразделений ЛЭС (производственная база которого, к слову, расположена рядом) – Лидского района электрических сетей (РЭС). Познавательную экскурсию провел начальник района электрических сетей Андрей Билькевич. Он сообщил, что в зону обслуживания РЭС входят Лида, Березовка и вся территория нашего района. Всего в коллективе работает почти 200 человек. Непосредственно обслуживанием электросетей (это линии напряжением 10-0,4 кВ и другое оборудование) занимаются 14 бригад. Круглосуточное дежурство осуществляет оперативно-диспетчерская группа. Андрей Петрович предложил пройти посмотреть, как она работает, добавив при этом: «Непосвященному человеку кажется: свет горит – и это всё просто. На самом деле, пока ток добежит до потребителя – это очень сложная схема и система».  

После более близкого знакомства со схемой электросетей в Лидском районе участники заседания посетили другие подразделения РЭС. Также они узнали, как работают оперативно-выездные бригады, которые на автомобиле, оснащенном всем необходимым оборудованием, круглосуточно готовы отправиться в любую точку района для ликвидации неполадок в работе электросетей.

Отдельных слов заслуживают бытовые помещения и в ЛЭС, и в РЭС – в них созданы все условия, чтобы человек с комфортом переоделся, помылся, перекусил, отдохнул. Благотворно на состояние работников влияет также красивое благоустройство на территории. И, конечно, достойно внимания то, как в Лидских электрических сетях заботятся о здоровье работников. В этом участники семинара убедились, познакомившись с работой собственного стоматологического кабинета предприятия и кабинета физиотерапии.

2. Как найти управу на должника за границей?

Вторая часть мероприятия состоялась в просторном, с красивым интерьером, актовом зале ЛЭС. Здесь всё внимание присутствующих было приковано к выступлению адвоката и партнера столичного адвокатского бюро «Лев, Шерстнев и партнеры» Дениса Шерстнева. Такой интерес легко объясняется темой выступления: «О путях взыскания внешней дебиторской задолженности». Кто из руководителей предприятий, осуществляющих торгово-экономическую деятельность, так или иначе не сталкивался с ситуацией, когда партнер в срок не расплачивается за поставленную продукцию или оказанные услуги? А бывает, и не думает расплачиваться. Особенно ситуация усложняется, когда должник за рубежом и осуществляет свою деятельность на значительном удалении, в рамках правовой системы другого государства.

Вначале Денис Валерьевич уточнил, что взыскание задолженностей является одним из важных направлений работы адвокатского бюро. «Но я хотел бы начать не с вопроса, как забрать деньги, – подчеркнул он, – а с самого начала возникновения проблем. Многие из них можно было предотвратить еще на стадии заключения договоров. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда в организациях к заключению договоров относятся очень непрофессионально и неосмотрительно еще на стадии подготовки. Меж тем, один из первых шагов на этапе подготовки заключается в том, чтобы наилучшим образом узнать потенциального контрагента, в адрес которого планируются поставки, получить наиболее полную информацию о нем в плане: принимались ли в отношении него судебные решения и какие, имеются ли у него задолженности в бюджет, как давно организация создана, насколько вообще ей можно доверять в сделках, где фигурируют крупные суммы. Сегодня собрать эту информацию не так и сложно. Широкие возможности предоставляет Интернет. Но я не часто встречал, когда на предприятиях более-менее комплексно проводилась бы работа в этом направлении».

«Второе. Хочу обратить внимание на то, что содержится в этих договорах в части, касающейся предмета нашего сегодняшнего обсуждения», – продолжил докладчик. Он пояснил, что тексты договоров должны быть составлены так, чтобы благодаря этому последующие конфликты между сторонами, если они возникнут, могли разрешаться в правовом поле без излишних осложнений. Денис Шерстнев отметил, что львиная доля должников белорусских предприятий находится в Российской Федерации. Фигурируют в этом списке и другие страны. В то же время он обратил внимание руководителей, сидящих в зале, на то, что со всеми этими странами – Россией, Украиной, Литвой, Польшей – существуют договоры о правовой помощи, которые позволяют конструировать тексты договоров таким образом, чтобы последующие конфликты рассматривались в соответствии с законодательством Республики Беларусь и на территории нашей страны. При этом решения, вынесенные белорусскими судами, могут быть исполнены на территории вышеуказанных государств без каких-либо особенных сложностей.

Но, допустим, договор заключен. Что-то при составлении не учли. И должник рассчитываться не спешит, а законные претензии поставщика просто игнорирует. Предприятие решает обратиться в суд. В этом случае взыскание задолженности происходит в три этапа: досудебная стадия, непосредственно суд, исполнение судебного решения. Результат напрямую зависит от правильных действий на каждом этапе. Но (как и на стадии заключения договоров) справятся ли с этим предприятие и его юридическая служба самостоятельно? Или не помешает прибегнуть к помощи сторонней организации?

Денис Валерьевич считает, что обратиться к сторонней организации, возможно, наилучшее решение. Потому что «должник, находящийся за тысячи километров от взыскателей и довольно равнодушный к письмам и звонкам, которыми его периодически терзают, совсем по-другому начинает реагировать, когда претензии о необходимости вернуть задолженность исходят от субъекта, деятельностью которого как раз и является взыскание этих задолженностей». При этом должнику сообщают о намерении обращаться в суд и идти до конца. В таких случаях конфликт нередко решается до суда, так как должнику лишние расходы не нужны.

Адвокат не скрывал, что передавать обслуживание долга сторонним специалистам, конечно, затратно. Но и эффективно. Так как за дело берутся обладающие необходимой квалификацией профессионалы. Еще немаловажный бонус: если сторонняя организация взыскать долг не сможет, то и платить ей ничего не придется. Так что она сама заинтересована в том, чтобы максимально защитить интересы доверившегося ей предприятия.

Есть еще нюанс. У проверяющих могут возникнуть вопросы, насколько обоснованным было привлечение сторонних структур, если у предприятия есть своя юридическая служба. Лучшим ответом на такие претензии проверяющих Денис Шерстнев считает сам результат обращения, а именно – погашение задолженности, отсутствие нарушения законодательства по части получения валютной выручки.

Конечно, есть и другие варианты взыскания предприятием «зависшего» внешнего долга. Можно попытаться еще раз «выбить» его своими силами. Или реструктурировать его. Всем известен и такой очень сомнительный способ, как обращение к «вышибалам».

Отдельно докладчик, чтобы руководители предприятий были в курсе, остановился на работе российских коллекторов и на том, насколько целесообразно взаимодействие с ними. У многих читателей слово «коллектор», скорее всего, воспринимается как термин из технической сферы. Но это еще и профессия (от английского «collector» – что-либо собирающее). Коллектор – это человек или агентство, специализирующееся на собирании и возврате долгов. В свое время они, как выразился докладчик,  «прогремели в России отрицательно». Первые коллекторы в начале 2000-х действительно обычно занимались запугиванием и выбиванием долгов из кого угодно. «Сегодня деятельность легальных коллекторов в РФ достаточно упорядочена, – уточнил выступающий, – но по-прежнему существуют и «серые» коллекторы, которые находятся фактически вне рамок правового поля и государства».

Представитель адвокатского бюро дал советы руководителям предприятий, как поступать, если суд по взысканию долга прошел успешно, но судебное решение не выполняется, и обобщил: «Судебный исполнитель работает плохо в той степени, в какой вы ему позволяете». Также он отметил, что обращение в прокуратуру – тоже механизм (и довольно эффективный) влияния на должника.

Завершая выступление, Денис Шерстнев отметил, что, исходя из его личного опыта, наилучший результат в работе с проблемной задолженностью достигается, когда к этому привлекается сторонняя организации с квалифицированными специалистами – тем более когда речь идет о взыскании долга в другом государстве. Также он просил обратить внимание, что все вышесказанное относится к взысканию долга с тех должников, которые не являются мошенническими структурами и изначально не имели намерений обмануть своего поставщика. Ведь существуют еще и мошеннические структуры, которые изначально создавались с целью получить незаконную прибыль и раствориться. С такими должниками работать в рамках гражданского законодательства становится невозможным. Это уже задача правоохранительных структур.

3. ЛЭС – пример для всех в охране труда

На заседании был рассмотрен еще один важный для нанимателей вопрос – о мерах по профилактике производственного травматизма и состоянии охраны труда в организациях района. По этой теме выступил начальник Лидского межрайонного отдела Департамента государственной инспекции труда Андрей Могильницкий. Он рассказал о результатах мониторингов в организациях, об основных выявляемых нарушениях, озвучил статистику нарушений и несчастных случаев за последний период, привел примеры.

«Но есть и хорошие примеры, – отметил Андрей Иванович. – У инспекции труда на хорошем счету Лидские электрические сети. С этим предприятием налажено тесное сотрудничество в части проведения проверок по вопросам охраны труда. Они нас постоянно приглашают, и, хочу отметить, работники ЛЭС показывают достойные знания в этих вопросах. Не помню случая, чтобы кто-то из них не прошел проверку знаний. На Лидские электрические сети в этом плане можно равняться». 

4. «Назрел закон об объединениях нанимателей»

В завершение заседания заместитель директора исполнительной дирекции Гродненского областного союза нанимателей Ольга Вольтер рассказала, что нового в работе ГОСН.  В продолжение темы предыдущего докладчика она сказала, что организации нанимателей тоже интересуют вопросы охраны труда, и изложила, с чем не согласны в ГОСН. Когда на производстве происходит несчастный случай и выясняется, что наниматель на самом деле не обеспечил безопасные условия труда, союз нанимателей не вмешивается. Но бывает, что наниматель всё обеспечил, но его все равно делают виноватым и обязывают выплачивать крупные суммы потерпевшему или семье погибшего на производстве – только потому, что, согласно трудовому законодательству, наниматель является владельцем источника повышенной опасности. Союз нанимателей считает это неправильным и поднимает этот вопрос в различных инстанциях. Исполнительной дирекцией ГОСН предложено во втором квартале провести по данному вопросу круглый стол на республиканском уровне.

Ольга Владиленовна затронула также тему социального партнерства, которое является формой взаимодействия органов госуправления, профсоюзов и нанимателей. Партнерство – это хорошо, но в нем болевой точкой для нанимателей является то, что власти и профсоюзы в своей деятельности опираются на соответствующее законодательство, а объединения нанимателей не имеют своего закона и руководствуются отдельными положениями в различных нормативных актах – Конституции,  указах, немного в трудовом законодательстве. Но этого явно недостаточно, чтобы, например, защитить нанимателя или решать другие вопросы. «Чтобы мы являлись равноправными социальными партнерами, должен быть принят закон об объединениях нанимателей», – отметила докладчик и рассказала, что именно в этом направлении предпринимается.  

Особо Ольга Вольтер остановилась на помощи, которую областной союз нанимателей оказывал в последнее время лидским предприятиям. В частности – филиалу Лидские электрические сети, ОАО «Лидахлебопродукт». Также она рассказала, как исполнительная дирекция ГОСН инициировала на республиканском уровне пересмотр очень высоких расценок на услуги, оказываемые предприятиям и организациям Департаментом охраны МВД. Ожидается, что инструкция скоро будет пересмотрена. ГОСН рассматривает и другие вопросы, которые волнуют нанимателей. В заключение Ольга Вольтер обратилась к руководителям предприятий, чтобы и они на местах помогали их продвижению.


Текст: Светлана Медуница.Светлана Медуница.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться