Таксистов обязали работать по-новому. В Лиде для них провели обучающий семинар

30 Декабря 2018 7378
12 октября в стране вступила в силу новая редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденная постановлением Совмина №636 от 31 августа 2018 года. Новшества коснулись и службы такси.

В связи с этим в Лиде был организован обучающий семинар с субъектами хозяйствования, осуществляющими перевозки пассажиров такси. На мероприятие были приглашены представители субъектов хозяйствования, оказывающих услуги такси, диспетчерские услуги, индивидуальные предприниматели. В работе семинара приняли участие заместитель директора государственного предприятия «Оператор пассажирских перевозок» по Гродненской области Юрий Никифоренко, начальник отдела организации перевозок этого же предприятия Вадим Васильев, начальник управления организации контрольной работы инспекции МНС по Гродненской области Дмитрий Горбацевич, инспектор ДПС Лидской ГАИ Денис Курило, ведущий специалист регионального отдела контроля автомобильного транспорта в г. Лиде Александр Ярошевич.

Проблем прибавилось: ежеквартальный отчет, дважды в год техосмотр…

Вначале на семинаре, который проходил в зале заседаний автобусного парка №2, слово было предоставлено начальнику отдела организации перевозок ГП «Оператор пассажирских перевозок» Вадиму Васильеву. «Что нового, – обратился он  к аудитории, – появилось в Правилах автомобильных перевозок пассажиров? Во-первых, появилось такое понятие, как электронная информационная система (ЭИС). Она должна быть зарегистрирована в Государственном регистре информационных систем Республики Беларусь». Вадим Валерьевич отметил, что по стране пока зарегистрировано немного таких систем, в основном в столице. На Гродненщине официально работает только одна – «Яндекс-такси».

«Чем эта ЭИС отличается от обычных систем? По ней расчет идет только по безналу, – продолжил докладчик. – Пассажир обслуживается, у него с карточки списываются деньги, их забирает информационная система, и уже потом ЭИС расплачивается с перевозчиком. Сами понимаете: если кто-то утверждает, что у него якобы стоит какая-то информационная система, а сам берет наличными – это не ЭИС».

Что еще? Как далее отметил Вадим Васильев, теперь пассажиру предоставлено право не расплачиваться, если ему не выдали кассовый чек либо не рассчитали по ЭИС. Раньше этого в законе не было.

Начальник отдела организации перевозок ГП «Оператор пассажирских перевозок» по Гродненской области Вадим Васильев.

Есть изменения и в правах таксистов. Если клиент не расплатился или неподобающе себя вел, таксист может обращаться в милицию – но только для установления личности клиента. А чтобы установить, прав или не прав был клиент, надо обращаться в суд.

Также изменилось определение автомобиля-такси. Если раньше таковым являлось легковое транспортное средство с количеством пассажирских мест от 3 до 6, то сейчас – начиная от трех.  То есть  это может быть, например, и 8-местный мини-вэн. Еще новшество: если раньше в карточке водителя должно было указываться только наименование перевозчика, то по новым правилам, если такси работает по договору с диспетчером, необходимо указывать и телефон диспетчера.

Так как сейчас перевозка пассажиров такси является нелицензируемым видом деятельности (согласно Декрету №7 «О развитии предпринимательства») и выдача лицензий приостановлена – желтые номера для такси стали необязательными. Их сейчас не выдают. Новым является и то, что теперь таксистам каждые 5 лет необходимо проходить обучение и сдавать экзамен, таким образом повышая свою квалификацию.

Еще одно новшество (оно действует уже сейчас): перевозчикам и диспетчерам теперь необходимо каждый квартал предоставлять отчеты в налоговую инспекцию обо всех совершенных перевозках. В зале после этих слов стали возмущаться: «А зачем это нужно, если все такси сейчас оборудованы устройствами (СКНО), с которых все данные поступают в налоговые органы? Для чего эти дополнительные отчеты, которых раньше вообще не делали, да еще составлять их каждый квартал? И кто эту работу будет делать? Вводить, что ли, новые штатные единицы?!»

Докладчик ответил, что с внедрением электронной информационной системы делать отчеты, возможно, станет проще. И то, что ЭИС у нас еще не внедрена, – так это дело времени. «У нас строится информационное государство, и, как бы кому ни хотелось, от ЭИС не уйти, – добавил он. – А как делать эти отчеты, вам объяснят в налоговой».

В зале снова зашумели, возмущаясь новыми требованиями.

В частности, возмущались, почему автомобиль-такси, который прошел техосмотр на год (и за это внесена соответствующая плата), через полгода опять должен его проходить, и опять надо платить. На это был дан ответ, что, согласно новому законодательству, легковой автомобиль, который используется в коммерческих целях, должен проходить техосмотр раз в 6 месяцев. Это связано с тем, что он более интенсивно эксплуатируется, и делается ради безопасности пассажиров.

Где стоять таксисту?

Инспектор дорожно-патрульной службы Лидской ГАИ Денис Курило дополнительно разъяснил, что прохождение техосмотра контролирует служба ГАИ, и рассказал, какие санкции предусмотрены за несвоевременное его прохождение. Причем штрафуются и водитель, и ИП или юрлицо. Также сотрудник ГАИ пояснил, что теперь таксистам не нужны путевые листы, но освидетельствование водителя перед выездом на линию обязательно. И за это, как и за техосмотр, несет ответственность в том числе ИП или юрлицо.

К представителю ГАИ было много вопросов. Один из них касался автостоянок для таксистов. О том, что не разрешают стоять там, где по логике это удобно и потенциальным клиентам, и водителям такси. И игнорировать этот вопрос нельзя, так как стоянка, по сути, является рабочим местом таксиста.

Много претензий у представителей службы такси было в связи с тем, что не ведется надлежащей борьбы с нелегальными перевозчиками, которые составляют им большую (и незаконную!) конкуренцию: «Они таксуют на транзитных и российских номерах. У них нет ни таксометров, ничего. Но ГАИ и другие контролирующие службы, по мнению таксистов, этого почти «не замечают».

Как бороться с нелегалами?

Затем к аудитории обратился начальник управления организации контрольной работы инспекции МНС по Гродненской области Дмитрий Горбацевич. Он отметил, что в текущем году на контрольную деятельность налоговых органов существенно повлиял Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 года №376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности». В соответствии с ним предписания теперь выписываются только на конкретный субъект хозяйствования. Есть ограничения на проведение проверок в течение двух лет с момента регистрации. Поэтому в целом количество проверок в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров несколько сократилось. В то же время основной упор в работе налоговиков делается на выявление нелегальных перевозчиков. Так, из 104 нарушений, выявленных налоговиками за 10 месяцев этого года в сфере перевозок пассажиров в целом по области, 73 нарушения – это нелегальные перевозки. Так что проблема с нелегалами действительно есть, и налоговая  служба с ней борется.

Инспектор ДПС Лидской ГАИ Денис Курило (слева), начальник управления организации контрольной работы ИМНС по Гродненской области Дмитрий Горбацевич.

Дмитрий Горбацевич рассказал о применяемых к ним наказаниях. Если нелегал попался в первый раз, ему придется только заплатить единый налог. Если повторно – описывается автомобиль и материалы направляются в Экономический суд. В текущем году Экономическим судом были привлечены к ответственности 3 человека. Кроме налога им еще пришлось уплатить 1,9 тысячи рублей штрафа. Конфискаций автомобиля в этом году не было. Но в прошлом и позапрошлом годах не обошлось без конфискаций.

Что касается 31 нарушения, совершенного легальными перевозчиками (не дали чек, не было СКНО), – в основном по ним были административные процессы.  

В Лидском районе за 10 месяцев в сфере пассажирских перевозок выявлено 23 нарушения (13  нарушений – в отношении субъектов хозяйствования, 10 – нелегальных перевозчиков). «Вы заявляли, что мы не делаем контрольных подсадок? Как видите, мы их делаем, – сказал Дмитрий Михайлович. – Но по ряду причин, к сожалению, недостаточно».

Из зала поступили предложения более подробно рассказать о наказаниях, применяемых к легальным перевозчикам. Представитель ИМНС выполнил просьбу и еще раз напомнил, что в Административном кодексе указано, за что несет ответственность водитель и за что – наниматель. Так, например, за непробитие денег по кассовому аппарату отвечает водитель, а за отсутствие кассового оборудования или СКНО отвечает организация, и штрафы здесь немалые – до 200 базовых величин. 

Из зала поступили вопросы, проверяет ли налоговая служба сервис такси 7220, который не так давно появился в Лиде, и насколько легально они работают. Дмитрий Горбацевич ответил, что эта фирма зарегистрирована и работает абсолютно легально, причем не только в Лиде. «Если же у вас есть факты о каких-то нарушениях в этой и других фирмах, пишите заявление, мы рассмотрим, – добавил он. – Но имейте в виду: если организация работает меньше 2 лет, проверять ее мы не имеем права».

– Получается, и я могу два года ездить и не платить налог. А кто проверит? – послышался голос из зала, и остальные его поддержали.

– Не забывайте, что мы здесь говорим про выездные проверки, на которые распространяется Указ Президента Республики Беларусь №510. Но у нас есть еще  Налоговый кодекс, по которому мы проводим камеральные проверки, – напомнил Дмитрий Горбацевич. – Мы также анализируем СКНО, выявляем какие-то нестыковки, факты осуществления деятельности без уплаты налогов. Так что нельзя говорить, что они совсем не контролируются. Административная ответственность может быть хоть с первого дня регистрации. Пишите заявление, что такой-то не выдал чек, и мы отреагируем, начнем административный процесс…

– Но зачем тогда контролирующие органы? Из-за нелегалов работать не можем. Их много. Они не зарегистрированы, чеков не дают. «Уводят» наших клиентов, а мы своим таксистам не можем нормальную зарплату дать, текучка большая. Разве это работа? Мы просто выживаем.

«Зачем вообще вводили это СКНО?..»

Немало вопросов было задано на семинаре по внедрению СКНО. Если перевозчики пассажиров хорошо знают, что это такое (оно уже внедрено во всех лидских такси), то для читателей газеты, наверное, надо сделать дополнительные пояснения. СКНО расшифровывается как «средство контроля налоговых органов». Это специальное устройство, которое в такси подключается к кассовому аппарату и по GSM-связи передает содержащуюся в чеке информацию в центр обработки данных (находится в Минске). Данными СКНО смогут пользоваться и сами владельцы оборудования, и налоговые органы (таким образом они получают доступ к информации о том, сколько поездок совершил таксист и сколько денег получил от клиентов). Этим устройством теперь обязательно должны быть оборудованы все автомобили такси. Нет СКНО – считается, что водитель работает как нелегал.

Но было видно, что аудитория семинара далеко не в восторге от СКНО, считая, что это еще больше усложняет труд таксиста. «Зачем его вообще вводили? – недоумевали перевозчики. – А если вдруг заблокируется счетчик? Или время по счетчику собьется и не будет совпадать с СКНО, случатся другие отказы, элементарно перестанет тянуть Интернет? А льготников как считать? А если клиент вызвал такси, а потом передумал ехать? Он за стоянку заплатил, и все. И нам за всё отвечать?»

Дмитрий Горбацевич согласился, что определенные проблемы с СКНО действительно есть. Но он сказал, что постепенно система отлаживается, и в ближайшем будущем станет работать лучше.

В Лиде на такси нужны квоты?

Итоги мероприятия подвел заместитель директора ГП «Оператор пассажирских перевозок» Юрий Никифоренко.

Он отметил, что согласен со многими претензиями таксистов: нерегулярным перевозчикам, как и регулярным, сегодня работать сложно. Одна из проблем – в несовершенстве законодательства. А также в том, что деятельность частных перевозчиков регулируется различными документами, которые накладываются один на другой, а где-то не стыкуются. «Но поэтому мы и собираем вас в Лиде, Гродно и других городах, чтобы обсудить ваши проблемы, донести их до властей с тем, чтобы это потом было учтено при подготовке возможных изменений в законодательство. Благодаря вам оно может быть отрегулировано», – пояснил Юрий Викторович.

«Например, – развил далее тему выступающий, – с целью усиления борьбы с таксистами-нелегалами можно написать коллективное письмо в Минтранс, чтобы в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 были расширены полномочия налоговой и транспортной инспекций по проверкам. Но опять же: ранее бизнес-сообщество просило сократить их количество. А теперь получается, что проверок меньше, а проблем больше. Значит, надо найти какую-то середину».

Юрий Никифоренко остановился и на вопросе отмены лицензирования перевозок пассажиров такси, который до этого бурно обсуждался в зале. Теперь таксистом можно стать по заявительному принципу, и это, по мнению лидских перевозчиков пассажиров, еще больше усугубило проблему перенасыщенности рынка услуг такси в нашем городе. Плюс нелегалы. Плюс те, кто регистрируется в одних городах, а работает в других. А в итоге – нехватка работы для всех, простои. Во многих странах эта проблема решается квотированием услуг такси. То есть количество работающих в сфере такси в таком-то регионе ограничивается численностью его населения. Лидские таксисты внесли предложение, чтобы от их имени «Оператор пассажирских перевозок» сделал заявку в вышестоящие органы на установку квоты на количество такси.

Заместитель директора ГП «Оператор пассажирских перевозок» по Гродненской области Юрий Никифоренко.

Не обошел вниманием Юрий Никифоренко и демпинг на рынке услуг такси. Это закономерно, что клиент пойдет туда, где дешевле, и никто не может запретить ему пользоваться услугами перевозчика, предлагающего более низкие расценки. Но если в работе этого перевозчика просматривается нарушение законодательства, можно, как считает Юрий Викторович, обратиться в контролирующие органы, чтобы там официально дали оценку деятельности данного перевозчика. 

«Вам жить в этом городе, заниматься бизнесом. Поэтому не замалчивайте проблемы, персонально или через инициативную группу информируйте нас о них, и мы постараемся вместе с вами их решать», – завершил встречу заместитель директора ГП «Оператор пассажирских перевозок».
Текст: Светлана Медуница.Светлана Медуница.
Поделиться
2Комментарии
Авторизоваться
img
Александр Степанов Пожаловаться
Спасибо за продолжение темы такси. Вот только остались ли у нас настоящие такси? Думаю что даже среди собравшихся (на фото их не очень много) это арендодатели, которые предоставляют в аренду транспортное средство с экипажем (фрахт на время). Люди, заказывая такси, осуществляя поездку, рассчитываясь и уходя думают, что их возил нелегальный таксист. Вопрос автору: если интересует продолжение этой темы - найдите законодательные отличия оказания услуг такси от услуг фрахта на время... Я думаю выйдет интересное продоложение...
04:4021 Января 2019
img
ЕвгенийОрехво
Спасибо за ваш отзыв. Автор вернется из отпуска и подумает над продолжением темы :)
Ответить
04:40 21 Января 2019