Стекольное производство в Березовке «хоронить» рано…

26 Ноября 2018 567

Что бы и сколько ни говорили, а без стеклозавода Березовке не выжить. Вероятно, поэтому судьба данного предприятия частенько становится темой для обсуждений на разных уровнях – начиная от всем известного ОБС до министерств и ведомств. Возможно, есть доля правды в выражении «Со стороны виднее», но согласиться с ним можно лишь отчасти. Это большое видится на расстоянии, а из чего оно складывается, можно узнать только изнутри.

Итак, о березовском стекле. Не будем углубляться в историю – она богата событиями и не раз рассказана. Во все времена она состояла из взлетов и падений, не исключение и наше время. Будоражило предприятие по-всякому, как, впрочем, и всю стекольную промышленность бывшего Советского Союза. Меры для стабилизации ситуации предпринимались разные. Были они правильными или нет, рассудит история будущих поколений, но один факт, что березовский стеклозавод все-таки жив по сей день, когда более сильные предприятия не выстояли, говорит о том, что определенные действия государства и руководства возымели правильный эффект. Что будет дальше, мы решили узнать буквально из первых уст – и отправились к исполняющему обязанности директора ОАО "Стеклозавод "Неман" Юрию Петровичу Кисляку, чтобы задать интересующие вопросы.

Чем пахнет стекловата

Не секрет, что данное производство изначально было принято "в штыки" местными жителями. И по сей день отношение к нему является, будем честны, негативным. И запах в городе действительно есть, вопрос о вредности выбросов по-прежнему волнует людей...

– Юрий Петрович, как все-таки обстоят дела с экологией при производстве стекловаты? Кто «мониторит» вредность выбросов и насколько это, так сказать, является независимым?

– Действительно, не секрет, что ранее с этим были проблемы, поэтому производство долго не могло быть запущено, его останавливали по причинам вредности выбросов. Но после того как была установлена печь дожига, проблема ушла, и все показатели в норме. «Мониторят» экологию в Березовке специалисты Лидского зонального центра гигиены и эпидемиологии. Данные затем передаются ими в комитет по природным ресурсам. И если бы были проблемы, не думаю, что их бы замолчали, учитывая позицию наших граждан. Считаю, что этот мониторинг является независимым. Вот если бы замеры проводили мы сами, тогда кто-то мог бы предположить, что какие-то моменты скрываются ради работы самого производства. Хотя, с другой стороны, мы ведь и сами местные жители, имеющие собственные семьи, детей и, однозначно, не враги своему здоровью. Специфический запах... Он, конечно, есть. Как и от других специфических производств.

– Еще один вопрос по производству стекловаты: говорят, вся территория завода завалена отходами, которые некуда девать...

– Но вы же не раз бывали на территории, не правда ли? Неужели в самом деле сложилось такое впечатление?

– Даже покупала стекловату для утепления дома. Нет, не заметила, но вдруг эти отходы лежат где-то в неизвестных мне местах? А если без шуток – они же существуют?

– Они, конечно же, существуют и сдаются на утилизацию. Перед нами ставят вопрос о закупке своего оборудования для переработки отходов. Но пока это неподъемное для завода дело. Такое оборудование стоит очень больших денег. Поэтому на данный момент над этой проблемой работают белорусские ученые. Ведь она не только наша – в стране есть еще предприятия, выпускающие отеплительные материалы. Задача использования отходов от производства стекловолокна в другом производстве стоит и перед академией наук.

– И еще вопрос: правда ли, что стекловата "кормит" завод и именно это производство стало определяющим экономике стекольного завода?

– Нет, неправда. Правда в том, что производство стекловолокна по итогам 10 месяцев 2018 года увеличено более чем в два раза, его рентабельность составила 8,17 %, а за октябрь – 16,37 %. Выручка от реализации данной продукции выросла за этот же период по сравнению с прошлым годом на 56,6 %.

Кроме того, начиная с августа 2017 года, обеспечен стабильный рост экспортных поставок стекловолокна. То есть можно сказать, что дело пошло и производство работает. Но если сравнивать со стеклом, то оба производства «кормят» завод совершенно одинаково – 50х50.

– Тогда переходим к стеклу...

Что на дне хрустального бокала?

К березовскому хрусталю и другим стеклоизделиям ОАО "Стеклозавод "Неман" мы, местные люди, привыкли настолько, что и не особо замечаем. У каждого за стеклом сервантов чего только нет, и иной раз кажется: а что в нем такого? Вопрос? Да нет, эмоции. Юрию Петровичу Кисляку я задала совершенно другие вопросы...

– Скажите, а правда ли, что завод работает на склад и продукция там накапливается годами, не продается и тянет завод на дно?

– Складских запасов действительно много, и хотелось бы, чтобы их было меньше. Только им много лет. Ныне мы не успеваем выполнять новые заказы. На данный момент работаем с дефицитной продукцией, которая уходит "с колес", даже не попадая на склады. Можно проиллюстрировать в цифрах. За 10 месяцев экспорт стеклоизделий вырос на 32,7 %. Да, приходится быстро ориентироваться в современных реалиях, менять ассортимент. Нелегко бывает и рабочим перестраиваться на новые изделия. Но таковы требования времени. И надо сказать, что, несмотря на все былые и теперешние трудности, завод в плане выполнения прогнозных заданий выглядит неплохо. Скажу больше: он давно так не выглядел. Так, за третий квартал темп роста производительности труда составил 165,2 % при задании 146,1, рентабельность продаж – плюс 7,7 % при задании плюс 4,5, темп роста экспорта товаров – 201,9 % при задании 132,5, снижение уровня затрат на производство и реализацию продукции – минус 18,0 % при задании минус 1,0.

Кроме всего прочего, у нас нет задолженностей за потребленные энергоносители с декабря 2017 года, все расчеты производятся в заданные сроки. Так что разговоры о "дне" совершенно преждевременны.

– А что же делать со складскими запасами? Может, они нужны? Вдруг вернется мода на старые изделия, а они уже в наличии?

– Они нужны, но стоит честно признать: не в таком количестве. Поэтому сейчас предпринимаются различные меры по разгрузке складов. Продукция оттуда станет акционной, то есть будет продаваться во время проведения различных акций. И цены, как модно сейчас говорить, приятно удивят покупателя. Очень скоро начнутся рождественские акции, и каждый может пополнить свою коллекцию стекла за небольшие деньги. При этом старая продукция удивит еще и некоторой новизной...

– Когда бываешь в заводском музее стекла, глаз завораживает именно продукция прежних веков. Так что вполне вероятно, что и обновленные вазы, рюмки и бокалы найдут своих почитателей. Но не получится ли цена ниже себестоимости?

– Получится. Но мы имеем на это право, так как продукция, залежавшаяся на складах, уже снята с производства. Поэтому повторюсь: за очень небольшие деньги люди смогут обновить свой ассортимент стеклянной посуды.

– Еще один вопрос – об остановленной «хрустальной» печи. Говорят, в нее зря вложили деньги, она поработала некоторое время и теперь ей требуется ремонт...

– Ей действительно требуется ремонт, как и любой другой печи, которая раз в три года подвергается капитальному ремонту. Печь действительно пока остановлена, так как теперь не требуется такой большой ассортимент хрустальных изделий. Однако она благополучно отработала свой ресурс соответственно бизнес-плану и в любой момент, по мере необходимости, может быть запущена.

И в пир, и в мир

Помните историю, когда лидские стекловары узнавали свою продукцию под чужими брендами? Было такое. А современная глобализация дошла до того, что многие стекольные предприятия и вовсе работали на "чужого дядю", получая деньги за труд, но теряя свою марку. Все не так просто в этом мире. А самое сложное – сохранить свое узнаваемое лицо на необъятных просторах Земли. Как с этим обстоят дела у березовского предприятия? Чтобы узнать об этом, меня передали "из рук в руки" маркетологам. Понятное дело, что основной потребитель продукции – Российская Федерация. И в этом нет ничего удивительного: других подобных огромных стран в мире нет.

Заместитель директора ОАО "Стеклозавод "Неман" по реализации Диана Андреевна Тарашкевич рассказала следующее:

– Если говорить о нашей стране, то сегодня у нас большая фирменная сеть. Магазины предприятия есть практически во всех крупных городах Беларуси: Минске, Гродно, Молодечно, Бресте, Бобруйске, Солигорске, Гомеле, Пинске, Орше, Жодино, Барановичах и, конечно же, Лиде и Березовке. Также в ноябре у нас открылся интернет-магазин.

Что касается внешнеэкономической деятельности, мы активно работаем на рынках Российской Федерации. Недавно мы заключили договор с крупной торговой сетью России "Карусель", и в декабре туда отправится первая партия продукции из бесцветного стекла. На стадии переговоров поставки еще в две крупные торговые сети – "Пятерочка" и "Перекресток". Пытаемся выйти на рынок Узбекистана. Это специфический рынок, но уже есть подвижки. Мы поставляем туда изделия с уже готовой нарезкой, которую там будут декорировать золотом. Также нашу продукцию с удовольствием берут в Азербайджане. В 2017 году поставки составили 0,35 миллиона долларов, в этом году – 1,1 миллиона долларов, в 2019 году эта цифра вырастет до 1,9 миллиона долларов. Также к нам возвращаются "потерянные" клиенты и прослеживается тенденция, что хрусталь снова становится популярным. Есть партнеры и в более дальнем зарубежье...

Наталья Бакалдина – уроженка Гродно, но давно проживает в Швейцарии. Первыми ее заказами на березовском стеклозаводе были сувениры для спортивных соревнований. А потом...

– Наталью заинтересовала и другая эксклюзивная продукция, – рассказывает менеджер управления продаж стеклопродукции ОАО "Стеклозавод "Неман" Валентина Артемовна Толкун. – Она стала брать различные подарочные наборы дорогих стеклоизделий. А не так давно мы узнали, что Наталья открыла собственный магазин, где будет секция для стеклоизделий ОАО "Стеклозавод "Неман". Мы, конечно, поинтересовались, почему предпочтения отданы нашим изделиям, когда есть мировые бренды. И получили ответ, что наши изделия ничуть не хуже по качеству и дешевле. Среди эксклюзивных клиентов из дальнего зарубежья у нас есть даже представители Катара, США, Индии и других стран...

Кстати, знаете, что предпочитают американцы? Хрусталь 60-х. Вот так. А мы все ищем какие-то заковыристые новинки, забывая, что часто новое – это хорошо забытое старое...

Выходит, рано "хоронить" стекольное производство в Березовке. Да и невозможно. Несмотря ни на что, слишком известен неманский бренд, и даже тот факт, что к нашему стеклу приклеивали другие наклейки, говорит о том, что мастерство березовских стеклодувов на той высоте, которая не всякому по силам. И хотя предприятие по-прежнему переживает не самые лучшие времена, здесь достаточно оптимистично смотрят в будущее и строят планы по продвижению своей продукции на рынки Европы.

Текст: Татьяна КудряшоваТатьяна Кудряшова
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться