Как я решила стать водителем, и что из этого получилось

31 Января 2013 3251

Генеральная прокуратура Беларуси выступила с предложением увеличить сроки обучения в автошколах в два раза, то есть с трех до шести месяцев, мотивируя это тем, что наибольшее число ДТП происходит с участием водителей с водительским стажем до одного года. Если нововведение все-таки будет официально утверждено, то автошколам придется полностью менять учебную программу, а количество практических и теоретических занятий увеличить вдвое. К тому же стоимость обучения вырастет как минимум в два раза. Как выйдет на практике, пока неизвестно. А вот как есть сейчас, на себе испытал корреспондент «Лідскай газеты».

Хотя, признаться, водить машину было моей давней мечтой: люблю дорогу, поездки, путешествия. А тут однажды знакомый, водитель со стажем, как будто прочитав мои мысли, сказал: «Иди и учись, за плечами носить не будешь». Вот так я и приняла решение, что учиться все-таки пойду. …В тот же день я принялась просматривать газетные объявления и предложения автошкол. Выбор остановился на той, что находится по ул. Калинина, поближе к дому, да и организация внушала уважение – Гродненский автоучебный комбинат. По телефонному звонку меня записали в группу… Записали условно, потому что нужно было пройти медицинскую водительскую комиссию, заключить договор, и только тогда я становилась курсантом автошколы.

Группа подобралась как на заказ: 23 девушки и 2 парня. «Со временем вы сдружитесь», – говорил наш преподаватель и зрел в корень. Кстати, с начальником школы, преподавателем и инструкторами нам очень повезло. Обычно о педагогах говорят: учитель от Бога. Но в автошколах работают далеко не гуманитарии-педагоги, а техники. Так вот, наш преподаватель по теоретическим дисциплинам удачно совмещал в себе черты и тех, и других: прекрасный педагог, опытный специалист и просто хороший человек. Учеба начиналась с изучения правил дорожного движения. А после пятого теоретического занятия к ним добавились занятия практические, которые проходили на автодроме. Группа была разделена на две подгруппы. Инструктора, как учителя начальных классов, которые учат несмышленых детей читать и писать, брались научить курсантов, многие из которых никогда не сидели в водительском кресле и не имели абсолютно никаких навыков вождения, управлять автомобилем. Признаюсь, сесть за руль в первый раз было очень страшно: уму не поддавалось, как можно сделать так, чтобы машина начала двигаться. Но когда все получилось, страх исчез навсегда. На смену ему пришло желание водить машину еще и еще. Однако не все впереди оказалось таким гладким... Второе, третье и четвертое занятия были посвящены тому, чтобы научиться выполнять различные фигуры: диагональную парковку, заезд в гараж, разворот в ограниченном пространстве и, конечно же, эстакаду. У одних это получалось лучше, у других – хуже. Лично мне доводилось тяжело: многие фигуры давались потерянными нервами и ручьями слез. Инструктор повторял: «Учитесь самостоятельности» – и был прав: ведь рано или поздно нам придется остаться наедине с дорогой и быть в высшей степени самостоятельными. Это я запомнила как одно из золотых правил.

Вскоре на практических занятиях нас «выпустили» на дороги города. Поначалу некоторые курсанты панически боялись машин, «ловили» дорогу, путались в переключении передач и глохли «на светофорах» и пешеходных переходах. Постоянно рядом был инструктор, который вовремя мог нажать педаль тормоза или докрутить руль, хотя при этом и прикрикивал. И все же каких только ситуаций не случалось с курсантами! Под угрозой оказывалось не только техническое состояние управляемого автомобиля, но и окружающие: пешеходы, которые, откуда ни возьмись, выходили на дорогу, и водители, не подозревающие, что в соседней машине сидит «чайник» и немного тупит. Кстати, далеко не все опытные водители адекватно воспринимают присутствие на дороге курсанта (как будто сами никогда не были начинающими): чуть замешкался – сигналят и покрывают отборными словечками, а кое-кто даже пытается подрезать, создав тем самым аварийную ситуацию. Отсюда – еще одно золотое правило: «Думайте, когда вы за рулем».

День за днем летели быстро… На теоретических занятиях все чаще проводились срезы по темам. А на практических инструктора подтягивали тех, кто по тем или иным причинам «не выкатал» всех часов, давали дополнительные занятия. Близился внутренний экзамен. Мы знали, что без знаний экзамен не сдашь. Хотя… Многое зависит и от того, улыбнется ли тебе удача. Даже если ты и была самой прилежной курсанткой, всякое может случиться: разволновалась, перепутала клавиши, не дочитала ответ или просто забыла, хотя еще вчера вечером два раза прочитала. Не обидно ли?! 

Но главное испытание ожидало курсанток в МРЭО ГАИ. Группу пригласили в экзаменационный класс, проинструктировали и велели ожидать. Томительные минуты – и нас вызывают. Сажусь за компьютер, на мониторе которого указаны мои фамилия, имя и отчество. Внимательно читаю вопрос, вспоминаю правильный на него ответ и так же внимательно перечитываю все предлагаемые варианты ответов. Ответ есть, но на всякий пожарный еще раз перечитываю – и дрожащей рукой (от волнения) жму клавишу. Компьютер выдает «правильно». Второй вопрос аналогичен тому, что был у меня на внутреннем экзамене, – кажется, легкий, но с подвохом. Да уж, помучилась я с ним… Но теперь меня не проведешь, я назову правильный ответ даже если меня ночью разбудят. Наконец, дойдя до последнего вопроса без ошибок, я также внимательно дочитала вопрос, дала на него ответ – и, переполненная радостью, вышла в коридор. 

К сожалению, радостно было не всем: шесть курсантов теоретическую часть не сдали. Впрочем, и остальным сдавшим радоваться было пока еще рано: впереди оставалась практическая часть экзамена – вождение… Удачно выполнив диагональную парковку, я шла на заезд в гараж. Начиная движение задним ходом, машина внезапно заглохла. Мне сразу же указали вернуться на исходную позицию. Вторая попытка придала еще больше волнения, и, как результат, уже завершая заезд в гараж, я на пол-оборота перекрутила руль и зацепила боковую стойку. Это была несдача! 

Шоковое состояние сменилось… ломкой: уже не нужно было учить правила, готовиться к теоретическому экзамену, да и вообще ничего не хотелось. Мне и еще нескольким моим коллегам по несчастью пришлось ждать неделю, чтобы получить второй шанс сдать на этот раз уже только практическую часть экзамена.

Погода в тот день выдалась сложной, но… на моей улице было солнечно, ведь практический экзамен я все-таки сдала и водительское удостоверение было в кармане. Уже с позиции начинающего водителя задумалась: а что, если бы учиться пришлось вдвое дольше?! Во-первых, увеличение срока обучения вдвое многое бы осложнило (да и желающих стать водителем наверняка поубавилось бы), ведь большинство курсантов учатся в автошколах, как говорится, без отрыва от производства. С другой стороны, навыков у водителей, конечно же, стало бы больше, так что не побоялись бы выпускники автошкол самостоятельно садиться за руль, как будто заново начиная для себя курс заочной автошколы. Оптимальный вариант сегодня прорабатывают соответствующие госструктуры. Мнения по этому поводу высказываются разные: не увеличивая срока обучения, увеличить количество практических занятий, ужесточить систему сдачи экзамена в ГАИ, повысить стоимость пересдачи или использовать западный опыт, где к срокам обучения каждого курсанта подходят индивидуально.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться