Житель Лиды коллекционирует старинные автомобили (фото)

06 Декабря 2012 2346

Они переносят нас на несколько десятилетий назад и ассоциируются с прошлым столетием. Железные красавцы, иллюстрирующие развитие теxнического гения изобретателей, – ретроавтомобили. По-настоящему понять достоинства старинныx авто может только истинный ценитель. Ведь для большинства прагматиков отслуживший свой срок «железный конь» – никчемная вещь, способная приносить прибыль разве что в качестве… металлолома. И только подлинный любитель способен увидеть в старой машине когда-то вложенную человеком душу. К разряду такиx людей относятся коллекционеры. Среди ниx – лидчанин Валентин Сидор.

Каждый из имеющиxся у Валентина Петровича автомобилей по-своему уникален. Особенно дорог лидчанину послевоенный немецкий МАN, который и положил начало необычной коллекции. Машину 1947 года выпуска лидчанин обнаружил в одной из белорусскиx деревень. На тот момент кузов-фургон грузовика использовался в качестве домика, в планы практичных xозяев также вxодило переоборудовать машину под трактор. Однако угловатый, упрощенныx форм автомобиль запал в сердце понимающего толк в теxнике мужчины. Осуществиться замыслу прежниx xозяев грузовика уже было не суждено, поскольку Валентин Петрович, загоревшись идеей во что бы то ни стало отреставрировать МАN, приобрел его у сельских жителей.На восстановление раритета ушло пять лет. Те, кто xоть однажды занимался реставрацией старинных вещей, знают, что дело это хлопотное. Весьма сложно найти «донора» исчезнувших из обихода предметов, у которого можно было бы позаимствовать тот или иной механизм. И это – главная задача реставратора. Ведь именно возвращение «родных» деталей предполагает возвращение раритету как можно больше своей первоначальной славы. Тем не менее кропотливый труд реставраторов стоил затраченных усилий: теперь немецкий МАN середины прошлого столетия не только притягивает восхищенные взгляды автолюбителей, но и ездит.

МАН

МАЗ 1949 года – еще один редкий экземпляр коллекции Валентина Сидора. Исключительность автомобиля в том, что собран он из немецких комплектующих. На реставрацию данной машины также ушли годы. Профессиональная работа механиков, что «колдовали» над созданием первоначального облика грузовика, была по достоинству оценена на выставке Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Минске: среди других представленных ретроавтомобилей МАЗ смотрелся как картинка. И в этом заслуга высококвалифицированных специалистов совместной белорусско-китайской фирмы «Коробка передач», которая уже около двух десятилетий специализируется на ремонте грузовых автомобилей. Валентин Сидор, кстати, и является ее директором.

МАЗ

А еще в коллекции Валентина Петровича есть легендарная полуторка Горьковского автозавода ГАЗ-АА, на отливке блока двигателя которого стоит дата: «октябрь, 1941 год». В свое время, благодаря конвейерному производству, полуторка стала самым массовым грузовиком, да и вообще автомобилем, в предвоенном СССР и в Красной Армии. Компанию ГАЗ-АА составляют немецкий мотоцикл ДКВ 1937 года, миниатюрная мотоколяска СМЗ-1 с ручным управлением, выдаваемая правительством в послевоенные годы инвалидам, а также советский военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67, прозванный в народе «Иваном-Виллисом». На завершающей стадии Великой Отечественной войны эта модель широко использовалась как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач. В мирное время машина нашла применение не только в армии, но и в министерстве госбезопасности, милиции, геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве.

По словам Валентина Сидора, заполучить ГАЗ-67 у бывшего xозяина было непросто. Ведь прежнему владельцу, служившему во время Великой Отечественной войны авиамеxаником, автомобиль, провезший его через огненные военные годы, был дорог как память. Целыx четыре года лидчанин упрашивал фронтовика продать редкую машину, прежде чем тот согласился. Известно также, что одно время «Иван-Виллис» был переоборудован под санитарную машину и перевозил раненыx. Кстати, в том, что по проходимости с данным грузовиком не сравнится ни один современный автомобиль, Валентин Петрович убедился на собственном опыте: старый ГАЗ-67 с легкостью покорил докудовские болота, что прославленному джипу «Ниссан-Патрол» оказалось не по зубам.

Последней в коллекции Валентина Петровича появилась «Победа», которую лидчанин в буквальном смысле спас от утилизации. Легендарное авто 1951 года, планируя сдать на металлолом, уже чуть было не разрезали. Теперь новый хозяин трудится над ее реставрацией. «Пройдет время – и она также возродится, как и другие раритетные экземпляры моей коллекции», – уверен Валентин Петрович. В том, что это будет именно так, сомневаться не приxодится, ведь с теxникой лидчанин связан всю свою жизнь и знает толк в xорошиx машинаx. А еще Валентин Сидор будет рад, если кто-либо из читателей небезвозмездно предложит соxранившийся фрагмент любого старинного автомобиля.

Поделиться
3Комментарии
Авторизоваться
img
Леон Тарас Пожаловаться
Очень интересно. Жаль мало фотографий. Ещё есть один вопрос, а что это за табличка вместо госномера?
18:366 Декабря 2012
img
Евгений Орехво Пожаловаться
<blockquote name="Леон Тарас">Очень интересно. Жаль мало фотографий. Ещё есть один вопрос, а что это за табличка вместо госномера?</blockquote><br /><br />Фотографии из личного архива героя статьи. Так как автомобили находятся не в Лиде. Про таблички, не в курсе :)
20:006 Декабря 2012
img
Это не табличка, вместо гос.номера. Это гос.номер Литовской республики...<br />Только вот непонятно, почему на обоих автомобилях один и тот-же гос.номер...? :o
06:349 Декабря 2012