Картины для прохожих. Автор самых известных столичных муралов – «Гусляр» и «Руки Творца» – родом из Лиды

05 Сентября 2021 1158
Это теперь улица Октябрьская в Минске – одно из основных тусовочных и туристических мест города. А семь лет назад все было донельзя наоборот: промышленный центр столицы Беларуси «украшали» лишь унылые кирпичные стены заводских корпусов.

Точнее сказать, не украшали, а делали его монотонным, однообразным и безлюдным. Вторую жизнь улице Октябрьской подарил фестиваль стрит-арта «Vulica Brasil» («Вуліца Бразіл»). Именно он превратил промышленную улицу в галерею монументальных картин под открытым небом, а заодно сделал ее точкой притяжения для многих жителей и гостей белорусской столицы. Сегодня помещения бывших заводских цехов завода МЗОР – когда-то лидера станкостроения Советского Союза – арендуют кафешки и небольшие IT-компании, а на Октябрьской проходят многие культурные события.

– Приятно отметить, что один из наиболее активных участников бразильско-белорусского проекта «Vulica Brasil» – наш земляк, художник Евгений Матюто, который теперь живет в Минске. Родители Евгения приметили любовь сына к рисованию в раннем возрасте и всячески способствовали развитию таланта мальчика. Сперва ребенок занимался с репетитором Раисой Гулицкой, а позже продолжил обучение в Лидской детской школе искусств: четыре года во внеурочное время талантливый школьник обучался рисунку и живописи у Валентины Балыко, Терессы Кедык и других педагогов. Приобретенные в школьные годы опыт и мастерство (учился в СШ №17) способствовали поступлению одаренного юноши сперва в Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова, а затем в Белорусскую государственную академию искусств.

Как и колледж, высшее учебное заведение Евгений закончил по специальности «Скульптура», но, несмотря на это, художник пробовал себя в самых различных техниках, с годами осваивая все новые и новые материалы и стили. Помимо классических графики, живописи и скульптуры, Евгений Матюто занимался иллюстрированием книг, росписью тканей, виниловых пластинок, фотографией, оформлением интерьера офисов и различных помещений, фасадов зданий. И чем больше у него накапливалось художественного опыта, тем больше хотелось экспериментировать.

Возможность попробовать свои силы в монументализме, которая появилась в 2014 году благодаря проведению в столице фестиваля «Vulica Brasil», Евгений не упустил. И первым муралом художника стал «Гусляр». Работа Евгения Матюто и сегодня придает улице Октябрьской белорусский колорит, соседствуя с муралом «Фрида» бразильского художника Рожерио Фернандеса.

Своего «Гусляра» Евгений рисовал в рамках двух фестивалей «Vulica Brasil» (2014 и 2015 годов), на что у художника в общей сложности ушло около трех недель. Эта работа стала его самым большим авторским муралом: картина примерно 9 метров в высоту и более 50 метров в длину, общая площадь рисунка – более 1000 метров квадратных.

– Для художника мурал – это прежде всего вызов. Он сталкивается с большим объемом работы, а это физический труд, – рассуждает о стрит-арте Евгений Матюто. – При этом очень важно, чтобы работа гармонировала с имеющимся ландшафтом и вписалась в общий городской пейзаж. И, конечно же, мурал – большая ответственность: ты понимаешь, что рисунок увидит большое количество людей. Поэтому стараешься приложить максимум мастерства, чтобы, что называется, не ударить лицом в грязь. Но стрит-арт так захватывает, что в процессе работы, кроме как о мурале, ты уже больше ни о чем не думаешь.

У работ Евгения Матюто свой стиль. Они узнаваемы. Героями художника зачастую становятся старцы, музыканты, колоритными «фишками» является национальная символика: белорусский орнамент, аисты, васильки, дубы-колдуны. У автора есть цикл работ, посвященный славянским музыкальным инструментам. Объединяет же произведения одно – атмосфера белорусского фольклора, народность.

 – Конечно, мои рисунки несут определенную смысловую нагрузку, –  рассказывает художник. – В них – мудрость предков, связь поколений. Однако каждый зритель вправе «читать» мурал так, как ему хочется. Бывали случаи, когда оригинальная трактовка зрителей в процессе работы вносила коррективы в начальный эскиз и на уличной картине появлялись новые детали. К тому, что мои рисунки порой закрашивают граффитчики либо работники коммунальной службы, отношусь спокойно. После того как я подарил свою работу городу, мурал живет по законам уличной жизни.

 На вопрос, что обозначает псевдоним «Cowek» – имя, которым нередко автор подписывает свои муралы, – Евгений уклончиво ответил: «Просто набор букв, творческий псевдоним... Товарный знак, так сказать...» Журналистская интуиция подсказывает, что художник что-то недоговаривает, однако это скорее вопрос для будущих биографов муралиста. 

Отметим только, что именно с легкой руки Евгения Матюто в Беларуси появилось сообщество уличных художников «Сигнал». Объединение близких по духу людей стало площадкой для проведения различных встреч, семинаров, фестивалей с участием муралистов ближнего и дальнего зарубежья. Не менее важным достижением сообщества было издание первого и, к сожалению, единственного в Беларуси альманаха работ уличных художников нашей страны. Со временем сообщество разделилось, и сегодня каждый из участников «Сигнала» идет своей дорогой. Однако три года существования объединения уличных художников были достаточно плодотворными.

Искусство уличных художников преобразило внешний облик улиц многих белорусских городов. Фестиваль «Vulica Brasil», который пять раз проходил в Минске, подарил городской среде столицы более 50 красочных, наполненных смыслом, уникальных муралов. Инициированный сообществом «Сигнал» фестиваль «Мастак-мастART» разукрасил всеми цветами радуги фасады неприметных зданий в таких городах Беларуси, как Могилев, Гомель, Барановичи, Гродно, Рогачев. В каждом из них художник из Лиды на стенах оставил свой живописный автограф, и теперь горожане имеют возможность общаться с художником через муралы. Есть настенная живопись кисти Евгения Матюто и за пределами нашей страны – в Польше, Литве, России, Украине.

Да, заметит наш уважаемый читатель, Лида в этом плане как-то обделена... На мой вопрос, нет ли у Евгения желания подарить один из муралов родному городу, художник ответил так:

– В Лиде есть один мурал с моим участием – пивной кран на фасаде дома по улице Советской. Правда, я являюсь не автором рисунка, а только его исполнителем: мурал рисовал по чужому эскизу. Желание же подарить городу авторскую работу есть. Этот вопрос даже обсуждался на моей персональной выставке, которая проходила два года назад в Лидском историко-художественном музее. Так что все еще может быть.

  






Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться