Вместо крючка – коклюшки. Откуда в Лидском районе взялось вологодское кружево?

06 Апреля 2020 672
О старинном русском народном ремесле сегодня написано немало, но вот хранителей этой уникальной техники декоративно-прикладного искусства днем с огнем не сыщешь и в России, не то что в Беларуси. И вот недавно такой человек повстречался мне в Лиде.

Жительница нашего города Марина Бильдь много лет создает настоящее вологодское кружево. Рукодельница уверена: по красоте ажурные узоры не сравнятся ни с какими другими из народных промыслов. Недаром о нем слагались стихи и песни.

Химик по образованию, а в душе…

Кружевных дел мастерица родилась в Киргизии. Училась в Москве, где и познакомилась с будущим мужем, коренным лидчанином. После окончания Московского института тонкой химической технологии молодые люди сыграли свадьбу и приехали в Беларусь. С тех пор героиня статьи живет в нашем городе. 

– Моя малая родина – город Кара-Балта, что недалеко от Бишкека, – рассказывает мастерица уникальной вологодской техники. – Во времена Советского Союза это был закрытый населенный пункт с засекреченными производствами, включая местный горнорудный комбинат, который являлся крупнейшим предприятием в Центральной Азии по переработке ураносодержащей руды. После окончания института я должна была вернуться на родину в качестве молодого специалиста (моя специальность – технология редких рассеянных элементов). Но так сложились обстоятельства, что родиной для меня стала Беларусь. 

Во время декретного отпуска к Марине Бильдь часто приезжала мама Валентина Павловна Гребенюк. Именно она однажды привезла дочери конспекты по кружевоплетению и коклюшки. С тех пор в доме стали появляться уникальные работы. 

«Круживо» – значит «окружать»

О своем любимом занятии лидчанка может рассказывать часами. И в первую очередь раскрывает все его секреты.

– Самые ранние образцы вологодского кружевоплетения, сохранившиеся в российских музеях, относятся к XVII веку, – говорит мастер. – Что удивительно: в основном это кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет прежде всего ценность драгоценных металлов, а не красоту изделия. Такими кружевами украшали наряды, использовались они и в убранстве храмов. Но наибольшую популярность получили в Европе в XVIII веке. Тогда о кружевных украшениях русских мастериц не мечтала редкая модница. А ведь чтобы сделать вологодское кружево, как известные во всем мире слуцкие пояса, нужно было провести за работой немало бессонных ночей. 

По словам лидчанки, настоящие кружева Вологодчины не вяжутся крючком. Они плетутся с помощью специальных палочек из можжевельника, или, как их еще называют, коклюшек, на которые наматывается льняная пряжа. Важно учитывать еще один немаловажный атрибут занятия – сколок или рисунок, нанесенный на картон. Последний должен быть сделан максимально точно и грамотно. Только так можно не загубить идею и сплести воздушное кружево. Дело это нелегкое, требующее времени, а главное – усидчивости и терпения.

– Как только нашла себя в этом интересном, увлекательном и очень красивом хобби, изучила много дополнительного материала, прочла много книг, – рассказывает Марина. – Удивительно, но в свое время кружево вологодских мастериц действительно ставили в один ряд с такими всемирно прославленными техниками кружевоплетения, как венецианская и брюссельская. И это, без сомнения, как и тульские самовары в свое время, способствовало дальнейшему самообразованию русских рукодельниц. Да и среди местного населения оно ценилось. К примеру, платье с вологодским кружевом считалось признаком хорошего вкуса и высокого социального статуса. А это говорит о многом. 

Увлечение для души

У каждой женщины хоть единожды, но появляется желание сделать что-нибудь своими руками, взяв в руки спицы, крючок и нити. Но пока одни лишь строят планы, другие уверенно берутся за дело. Сегодня дом лидского мастера украшают многочисленные работы из тонких нитей, которые делают его уютным. В домашней экспозиции – кружевные скатерти, салфетки, предметы одежды. 

– Кстати, когда-то слово «кружево» писалось не иначе как «круживо», – замечает рукодельница. – Может быть, так указывалось на его назначение – «окружать» все вокруг себя непревзойденной рукотворной красотой. 

Быть может, сегодня кружева ручной работы не так востребованы, как было в те давние времена. Но, глядя на искусно созданные рукой лидской мастерицы вещи, понимаешь, что именно благодаря таким людям по-прежнему живут традиции народа, а ее труды достойны настоящего восхищения. 

– Как говорил один известный человек, у каждого из нас есть свой талант, навык, ремесло, которые дарят наслаждение и вдохновляют нас, – отметила Марина Бильдь. – Путь к счастью кроется именно в использовании этого дара. Поэтому, вот уже полтора года находясь на заслуженном отдыхе, я занимаюсь своим хобби. Оно – вдохновение и радость, которой хочется делиться с окружающими людьми. 

Это интересно

Самый главный узор вологодского кружева – снежинка. Именно этот символ русской зимы лег в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера. Часто в работе используются природные мотивы. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом. К примеру, узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье, в виде колоска – привлекал к владельцу кружева достаток и успех. Кружевная Царевна Лебедь означала целомудрие, чистоту, птица Феникс приносила удачу. В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. 
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться