Back in USSR: афиши и плакаты из фондов лидского музея, каждый из которых как произведение искусства

28 Января 2019 1217

Главные принципы печатной продукции в СССР: информативность, полезность, необходимый посыл – и ничего лишнего, считают в Лидском историко-художественном музее. Не зря же агитационные плакаты в советское время считались одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, агитация, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства.

Что касается коммерческой и социальной рекламы, в СССР она чаще всего размещалась на  красочных плакатах, была лаконичной и прямолинейной. И можно уверенно сказать, что это был отдельный жанр со своим неповторимым шармом и атмосферой.

– К сожалению, художественных плакатов у нас сохранилось не много, – рассказала главный хранитель фонда Лидского историко-художественного музея Наталья Хотянович. – Это связано, возможно, с тем, что музей в те году имел военно-историческое направление, поэтому для научных сотрудников была интересна печатаная продукция с большим объемом текстовой информации. У коллег того времени не было такой мотивации и задачи сформировать именно коллекцию советского плаката, поэтому мы имеем то, что имеем. Тем не менее, с советских времен сохранились афиши и социальные обязательства, актуальные в 60-70 годы. Что характерно для печатной продукции тех времен? Во-первых, улыбающиеся лица. Во-вторых, цвет и красочность. В-третьих, слоган, призыв. С помощью плакатов в советские времена боролись с пьянством, тунеядством, информировали население о тех или иных задачах, повышали знания, доносили до народа отношение правительства к определенному событию, пропагандировали человеческие ценности, высмеивали пороки людей.

В Лидском историко-художественном музее отдельно говорят об афишах того времени и ставят их в пример сегодняшним. «Четко построенная композиция, где видно главное и второстепенное. Самая важная информация пропечатана красным цветом. Вообще, психологии цвета в те времена уделили особое внимание, не распыляясь на красочность, строго выдерживая единый стиль. В афишах, плакатах СССР все было направлено на то, чтобы читатель воспринял информацию, не отвлекаясь на образность. Современным рекламщикам и дизайнерам, возможно, недостаточно тех знаний, которые давала советская академическая школа изобразительного искусства», – считают в музее.

В Лидском историко-художественном музее с горечью констатируют, что лидчане не до конца понимают важность некоторых предметов, беспощадно выбрасывая их в мусорку. «На многих предприятиях разбирают бывшие библиотеки. К сожалению, сохранившаяся печатная продукция идет в макулатуру, а не в фонды музея. Это огорчает, так как мы избавляемся от элементов нашего культурного наследия», – отметила Наталья Хотянович.

















***




Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться