Права есть! Как теперь научиться ездить на большегрузе?

27 Августа 2013 11419

Меня всегда удивляло и удивляет, как умело и чуть ли не с миллиметровой точностью паркуются водители огромных грузовиков. Для меня это кажется какой-то непостижимой наукой… Легковушку не всегда сумеешь ровненько поставить рядом с другой на паркинге, а тут фуры – впритык друг к дружке. Где этому учат? Оказывается, далеко ходить не надо – в Лидской автошколе ДОСААФ, что по улице Фомичева. Там мне и захотелось побывать.

Автокласс на автодроме

Здесь учат водить любые автомобили: от легкового до тяжелого грузовика с прицепом. Легковушки мы пропустим. По-моему, сейчас только ленивый не отучился в автошколе и не получил права. Но время от времени у определенной категории граждан появляется необходимость научиться водить грузовик, а это совершенно другое дело. О нем и рассказал мне начальник Лидской автошколы Антон Антонович Равбуть.

– Просто получить права и вправду научиться водить грузовик – совершенно различные вещи, – сказал он. – Рассказать о них теоретически нелегко, так как особенности вождения грузовика человек сумеет понять только когда сам начнет ездить на большегрузе.

Тем не менее Лидская автошкола выпускает ежемесячно более тысячи человек, прошедших подготовку и переподготовку. В это число входят, конечно же, и начинающие – те, которые открывают для себя только категорию В (легковые автомобили). 

– Водителей более «серьезных» категорий – С, D и Е – мы готовим из числа допризывников для службы в Вооруженных Силах и других силовых структурах, – рассказывает Антон Антонович. – Также военные ведомства направляют нам солдат-срочников для прохождения переподготовки. Кроме того, много людей приходят по направлению службы занятости. Также организации могут направлять своих водителей или же сами граждане желают повысить свою квалификацию. Переподготовка занимает как минимум месяц, максимум – полтора.

Вот как! Удивляюсь: неужели за такое короткое время можно освоить вождение грузовика?.. Однако было бы желание. А у тех, кто приходит именно на эти курсы, такое желание, судя по всему, огромно. Так как сдают экзамен 100 процентов курсантов. Правда, стоит заметить, что сюда входит только вождение.

Мы идем на автодром. Он отличается от тех площадок, на которых учатся начинающие водители легковушек. Во-первых, покрытие естественное, не асфальт. Во-вторых, территория, наверное, раз в 10 больше. Хотя элементы одни и те же: заезд в бокс задним и передним ходом, боковая парковка, разворот в ограниченном пространстве, эстакада, остановка у стоп-линии и город. Добавляется еще движение по габаритному тоннелю, по змейке и по кругу. Но это только на первый взгляд элементы вождения почти ничем не отличаются. Вернее, на взгляд они как раз таки и отличаются. Одна эстакада чего стоит! Въехав на нее, нос большегруза смотрит практически в небо. Реально можно испугаться. А что надо творить, чтоб развернуть в правильном направлении прицеп и завернуть его в бокс, уму непостижимо. Даже пробовать не хочется… Однако мне такую возможность предоставили.

Езда понарошку

В наличии у автошколы есть специальный тренажер для получения первоначальных навыков езды. Что-то вроде компьютерной игры, приближенной к реальности. К моим услугам – водительское кресло, руль, педали, рычаг переключения скоростей. Все как в автомобиле. 

Перед тем как ехать, надо запустить двигатель и снять машину с ручника – все как у настоящих автомобилей. На щитке приборов оживают тахометр и другие приборы. Отправиться в путь можно не только с места, где предыдущий курсант оставил машину, но и с нескольких десятков других точек. Как правило, они расположены перед перекрестками, железнодорожными переездами, круговыми развязками, пешеходными переходами и другими участками с затрудненными условиями движения. Все как в жизни. Мой КамАЗ, натужно ревя мотором, взбирается в гору. Вскоре за ним образуется очередь из легковых машин. Подождут, не на гонках. Еду неторопливо. Оп – и под моими колесами корчится невинный пешеход. Я заметила его только в зеркале заднего вида. Хорошо, хоть не наяву… 

Упражнения на тренажере, на котором все ошибки проходят «безнаказанно», не могут, конечно, заменить учебную езду по настоящей дороге, но зато здесь возможно смоделировать любую ситуацию.

И вообще, как говорят сами водители грузовиков, чтоб ощущать машину и до конца научиться управлять ею, надо на ней ездить. В Лидской автошколе автотехники в наличии достаточно, чтобы автомобиль прочувствовал каждый курсант.

Учебная база 

– У нас есть 20 автомобилей разных моделей. Среди них такие, как КамАЗы, ЗИЛы, «Уралы» и прицепы к ним, – говорит Антон Равбуть.

«Урал» сейчас уже снят с производства, но в качестве учебного пособия очень неплох. Говорят, в плане проходимости это безупречная машина. Кроме машин, кстати, в автошколе есть и автобус. Самый настоящий. На нем проходят подготовку желающие водить общественный транспорт. Между прочим, в Гродненской области автобус для обучения имеется только в Гродно и в Лиде.

Вообще, учебная база Лидской автошколы считается одной из сильнейших в области, что позволяет набирать различные группы для обучения. Например, недавно здесь открыты курсы водителей-международников, которым необходимо проходить дополнительное обучение для получения специального удостоверения, без которого не пустят в Европу. Также водители проходят обучение для работы на автомобилях с газовым оборудованием.

Раз в год именно в Лиду отправляют группу со всех районов Гродненщины по направлению областной службы занятости.Кроме всего прочего, в Лидской автошколе уделяется внимание и многим другим направлениям. Особенно развитию и поддержке технических видов спорта. Например, в прошлом году здесь открыли секцию мотоспорта, оборудовали трассу, а уже в этом пройдут настоящие соревнования, в которых примут участие спортсмены из стран СНГ и Литвы.

В перспективе еще много планов по расширению базы и услуг. Но об этом позже. 

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться