Из истории храмов Лидчины: Свято-Преображенский храм в Дикушках (фото)

27 Августа 2013 3383

19 августа православные верующие отметили один из двенадцати важнейших христианских праздников – Преображение Господне. Для жителей деревни Дикушки Ходоровского сельсовета эта дата особенная, так как праздник Преображения Господня для их прихода является престольным. Богатая история храма своими корнями уходит в 19 век. В его летопись вписаны имена одной из самых значительных фигур в конфессиональной истории Беларуси митрополита Литовского и Виленского Иосифа Семашко и его отца – тоже Иосифа Семашко. Но листая страницы истории дикушской церкви, открываешь для себя не менее интересные факты. Оказывается, в стенах храма в разное время молились верующие трех конфессий: католической, униатской и православной.

Из унии – в православие

До 1839 года дикушская церковь функционировала как униатская. Приход был небольшой – 614 человек, руководил им священник Контевский. В 1839 году церковь со всеми ее прихожанами была переведена в православную. Произошло это с подачи униатского епископа Иосифа Семашко, который представил Николаю I проект «по воссоединению униатов с Матерью-Церковью». Идеи Иосифа Семашко принял во внимание Святейший Синод, и в 1839 году на церковном соборе в Полоцке был подписан акт о ликвидации унии. К слову, за такое сподвижничество архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий в апреле 2011 года обратился к Синоду Белорусского Экзархата Московского Патриарха с просьбой причислить митрополита Литовского и Виленского Иосифа Семашко (1789-1868) к лику местночтимых святых.

Что касается дикушской церкви, после переведения ее в православную Преображенскую настоятелем храма был назначен Иосиф Семашко, отец Иосифа Иосифовича Семашко. В Дикушки он прибыл из Киевской губернии (Липовецкого уезда) и служил здесь до самой смерти – 1856 года. Митрополит Литовский и Виленский навещал отца, бывал в храме. В январе 1853 г. он подарил дикушской церкви Евангелие с собственноручной записью: «Аз, смиренный митрополит Литовский и Виленский, сию книгу Священного Евангелия положил навсегда в церкви Преображения Господня в селе Дикушки ... Лидского уезда, где добре пребывают более десяти лет достойные родители мои протоиерей Иосиф и супруга его Фекла Семашко... Помяни Господи меня недостойного и добрых родителей моих!» Евангелие в церкви не сохранилось. 

До 1915 года церковь в Дикушках относилась к Лидскому благочинию. От прихода были организованы школы грамоты в Мотевичах (1878), Бутилах (1886), Боярах Дикушских (1893), Ходоровцах (1899) и других населенных пунктах. При церкви имелась кирпичная колокольня с пятью колоколами, а также дома священника и псаломщика, сараи, амбары, конюшня. В 1915 году колокола были сняты и увезены немцами. Приход обеднел. В 1925 году здесь было недостаточно церковной утвари, не было для священника соответствующих облачений. В 1961 году церковь закрыли. В запустении она простояла до 1998 года.

Неизвестные страницы истории церкви

Нигде не упоминается о том, что к дикушской церкви отношение имеют и католики. Между тем, на польском сайте www.familysearch.org опубликована информация о том, что сохранились записи книг-метрик римско-католического прихода деревни Дикушки, датируемые 1833-1835 годами (они находятся в Генеалогическом Обществе штата Юта, в городе Солт-Лейк-Сити. – Прим. автора).

d1

Получается, что в этот период в стенах храма звучали именно католические молитвы.

Не упоминалось ранее и о том, что в 1925 году дикушский православный приход на какое-то время переходил в унию. Между тем информация об этом есть в 47-м номере газеты «Katolik», который вышел 18 апреля 1925 года, и в газете «Or?downik Wrzesi?ski» (№ 43 от 11 апреля 1925 года).

d3

d2

Кто похоронен у стен церкви и где могила Семашко?

Храм в деревне Дикушки я посещала дважды: первый раз самостоятельно, второй – в составе экспедиции научных сотрудников Лидского историко-художественного музея. При первом посещении я заметила плиту, которая замурована в задней стене церкви. На ней вырезано имя Анны Левицкой. Как говорят местные жители, во время реконструкции храма эту плиту хотели достать, но не смогли. Прихожане церкви также предполагают, что в этой стене замуровано тело усопшей. Так это или нет, выяснить не удалось. А вот на вопрос «Кто такая Анна Левицкая?» ответил старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея Валерий Сливкин. По его словам, это дочь настоятеля дикушской церкви Иосифа Семашко и, соответственно, родная сестра Иосифа Иосифовича Семашко – митрополита Литовского. Фамилия у нее по мужу, который, по всей вероятности, был священником. У Иосифа и Феклы Семашко было пять мальчиков и, как минимум, две девочки: Елена и Анна. 

d4

«Протоиерей Иосиф Семашко был похоронен под левым клиросом дикушской церкви, – продолжает Валерий Васильевич. – В 80-е годы 20-го столетия могила священника была разграблена». 

Дикушская церковь сегодня

В начале этого столетия началось восстановление храма. 10 октября 2009 года Высокопреосвященнейшим Гурием, архиепископом Новогрудским и Лидским, он был освящен. Сегодня приход Преображенской церкви в Дикушках небольшой – всего несколько деревень. В связи с тем что проживают в них люди в основном пенсионного возраста, силы прийти на службу в храм находят единицы.

d5

Но медленными и уверенными шагами сегодня ведется восстановление церкви. Отреставрирована колокольня, в перспективе – ремонт фасада, благоустройство территории.

d6

Поделиться
2Комментарии
Авторизоваться
img
Насколько помню из рассказанных мне когда историй, те, кто разграбили могилу по платили за это, как говорится "бог наказал"....
09:2427 Августа 2013
img
Виктория Русилевич Пожаловаться
Лявон, вполне возможно. к сожалению, при подготовке материала мне никто не рассказывал таких фактов.
05:2128 Августа 2013