Лидчанин изготавливает гравюры на фанере (фото)

13 Декабря 2012 3568

Гравюрой по фанере Владимир Острейко из агрогородка Дворище увлекся совершенно случайно, еще когда был молодым. Его жена заочно училась в пединституте, и некоторые ее домашние задания по курсовым работам включали изготовление гравюр по фанере, инкрустирование соломкой. Владимир Тимофеевич вызвался жене помочь. А пока помогал, не заметил, как сам прикипел к этому, новому пока для него, занятию. Потом сложилось так, что увлечение гравюрой на долгие годы было оставлено. А два года назад Владимир Острейко вновь вернулся к увлечению молодых лет, и на этот раз оно его так захватило, что он теперь отдает своему хобби большую часть свободного времени.

О его увлечении узнали односельчане. И на очередном празднике агрогородка Дворище, в рамках которого была организована выставка работ местных умельцев, Владимира Тимофеевича попросили выставить свои работы. Гравюры сельчанам понравились. Причем настолько, что они предложили написать об их авторе в «Лідскай газете». 

И вот мы в гостях у Владимира Острейко. Едва вошли в дом, сразу возникло ощущение, будто мы находимся в своеобразной выставочной галерее. Буквально со всех стен на нас смотрели гравюры. Мы отметили, что сюжеты работ – разнообразные. Как стало понятно чуть позже, сюжеты эти – не случайные. Все они являются отражением внутреннего мира автора, пережитых впечатлений, отношения к окружающей действительности, а некоторые перекликаются с фактами из его биографии.

Основная профессия Владимира Острейко не связана с художественным творчеством. После окончания Лидского техникума он сначала работал на авторемзаводе инженером-технологом. Потом перешел на более интересную работу в локомотивное депо – мастером по нестандартному оборудованию. Следующий отрезок его трудовой биографии связан с сельхозпредприятием «Нива», где он работал техником-теплотехником. Когда котельную в Дворище передали на баланс Лидского жилищно-коммунального хозяйства, он стал работником ЖКХ. 

Гравюра на фанере

Летом, когда котельная в агрогородке не работает, в ЖКХ для Владимира Острейко находится работа в Лиде. В это время он живет у своих взрослых детей. Город тоже подбрасывает новые сюжеты для гравюр. А в первую очередь он выгравировал самые монументальные сооружения – Лидский замок и православный храм в честь Всех Святых. Теперь эти гравюры занимают одно из центральных мест в его галерее. 

Сельская жизнь, природа, мир влюбленных, сказочные персонажи, религиозные мотивы – тематика его работ разнообразна. Немало сюжетов связано с танцем. Вот пара отплясывает белорусскую польку. А этих парня и девушку закружил фламенко… Владимир Тимофеевич когда-то сам танцевал в народном ансамбле «Лидчанка» – поэтому тонко чувствует душу танца, и ему удается передать ее в своих работах. Многие центральные фигуры узнаваемы на гравюрах и без комментариев автора: беловежские зубры, три богатыря, Робинзон Крузо. Я сразу узнала и этого человека: с гравюры на меня смотрел Чарли Чаплин. Других звезд из мира кино в домашней галерее мы не увидели. Но почему – Чаплин, а не кто-то другой? «Я не только поклонник его творчества. Чаплин всегда притягивал меня как личность, – пояснил Владимир Тимофеевич. – Потому что, мне кажется, в его и в моем отношении к жизни есть что-то похожее. У меня, как и у него, были в судьбе и светлые, и темные полосы. В тяжелые периоды этого великого человека всегда спасал юмор. Я тоже очень ценю в жизни хороший юмор».

Инструменты для гравировки (резцы, электрический дремлер с комплектом насадок) занимают в доме Владимира Острейко почетное место. По фанере гравер работает, как правило, резцами – вручную выбирает ими дерево. А свой новый инструмент – электрический дремлер с насадками – Владимир Тимофеевич показывал нам с особой гордостью. «Его мне привезли из Чехии под заказ, – пояснил хозяин. – Им можно гравировать по стеклу и металлу. И в моих ближайших планах – освоить также и это». Впрочем, гравировку по стеклу наш собеседник уже опробовал, и получилось неплохо. Оригинальная «стеклянная картина» стала украшением его рабочей комнаты. А мы попросили рассказать его подробнее о гравировке по фанере. 

«Сначала из фанеры вырезается заготовка нужной формы и размера, потом поверхность, на которую будет наноситься изображение, шлифуется наждачной шкуркой, – начал рассказывать Владимир Тимофеевич. – Затем отшлифованная поверхность тонируется тушью (я предпочитаю черную) или морилкой. Минут через 15 тушь подсохнет, и тогда ее можно покрывать нитролаком. После того как нитролак высыхает (на это уходит 15-20 минут), я беру заранее подготовленный рисунок и с помощью копирки перевожу его на фанеру. На черном фоне самые отчетливые контуры рисунка получаются через красную копирку. Когда рисунок нанесен, начинается самый сложный и самый творческий отрезок работы. Резцами выбирается дерево, изображение становится объемным, кусок фанеры постепенно превращается в гравюру. В завершение я еще раз покрываю поверхность лаком. Желательно – масляным, но можно и паркетным. Нитролак на завершающем этапе лучше не использовать, так как он дает меньше блеска, а само изображение со временем начинает выцветать».

Владимир Тимофеевич также рассказал об особенностях гравировки по стеклу. А еще обратил наше внимание на то, как оригинально могут смотреться гравюры на фанере, инкрустированные соломкой. Прежде чем проститься, мы еще раз осмотрели работы дворищанского умельца. И хоть автор, как говорит он сам, делает их не для продажи, а для души, некоторые из гравюр находят новых хозяев. Работы Владимира Острейко украшают дома в Лиде и даже за границей – в Польше. А коль в чьей-то душе они находят отклик – значит, под резцом Владимира Острейко суждено рождаться новым образам.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться