Когда лидчане увидели первые фильмы?

29 Августа 2013 1410

Кинематограф пришел на Лидчину в начале XX столетия. Тогда же можно было посетить первые коммерческие просмотры, создавались небольшие залы-кинотеатры. В межвоенное время такой досуг был очень престижным, популярным, но достаточно дорогим. Во второй половине 40-х, при новой, уже советской, власти, пришлось решать проблемы самого молодого из искусств.

В архивах фрагментарно сохранились сведения о самом начале организации кинодела на Лидчине в конце 40-х – начале 50-х. Почему так поздно? Ведь советская власть была установлена в Лиде, как и во всей Западной Белоруссии, еще перед началом Великой Отечественной войны. Возможно, до 1949 г. у руководства просто не дошли руки до кино: слишком уж много было других дел. Итак, Лидский отдел кинофикации, возглавляемый Зайцевым (инициалы, к сожалению, не сохранились), был частью четко организованной структуры и подчинялся решениям управлений в Гродно, Минске и, как высшей инстанции, министерству кинематографии. Размещалась контора по адресу: ул. Советская, 30.

Сюда ежеквартально доводились планы, требующие выполнения. Например, на IV квартал 1950 г. запланировали 447 сеансов, посетить которые должны были 28452 зрителя. Надо сказать, что лидские специалисты успешно справлялись с этой задачей: в отчетах показатели хорошие. Но были и свои проблемы. Среди них указываются несвоевременная доставка картин, ремонт оборудования и отсутствие механиков. Оно и понятно, воспроизведение фильма – процесс в то время непростой, требующий знаний. Сотрудников отправляли на курсы, а показы иногда отменялись. В отчетных документах особо отмечен киномеханик Стельмах. В 1950 г. он работал активнее всех, успел продемонстрировать весь арсенал – 21 ленту, взятую в прокат для показа в Лиде и районе. Многие сложности отрасли возникали из-за того, что в городе, не говоря уже о селе, просто не было кинотеатра. Балом правили кинопередвижки – нехитрые устройства, позволяющие осуществить показ для аудитории из 50 человек в небольшом приспособленном помещении. Аппараты того времени были громоздкими и ломались, но приезда кино все равно очень ждали. Высматривали дяденьку с киномашиной и дети. Согласно статистическим данным, проводились отдельные демонстрации детских картин, правда, было таких сеансов в 10 раз меньше, чем взрослых.

Если говорить о затратах, то стоимость билета была достаточно демократичной. Для взрослых зрителей она составляла 2 рубля 50 копеек, для посетителей детских сеансов – 1 рубль. Для сравнения, в том же 1950 г. литр молока стоил 2 р. 40 коп. Примечательно, что в финансовой документации отдельной графой расходов упоминают рекламу фильмов. Нам сегодня остается только догадываться, как она реализовывалась. Обычной же практикой для советского проката было использование плакатов, или, как бы мы сейчас сказали, постеров.

Кинематограф того времени был призван прежде всего воспитывать, а не развлекать. Патриотическая и героическая направленность прослеживалась почти в каждом фильме: «Адмирал Нахимов», «Молодая гвардия», «Путь славы» и т. д. Широко представлена в репертуаре тема Великой Отечественной войны: «Встреча на Эльбе», «Зоя», «Сын полка», «Повесть о настоящем человеке»... Но были и картины комедийные, ленты о любви: «Веселые ребята», «Моя любовь», «Далекая невеста»... Перед показом художественного фильма нередко демонстрировали научные киножурналы или кадры хроники: «Освобождение Советской Белоруссии», «Мичурин», «Новая Албания» и др.

Кинопередвижки, иногда на гужевом транспорте, обрывающаяся лента, неудобные, тесные залы... Начиналось все непросто, но оценить достижения современной киноиндустрии можно только проследив весь тот сложный путь, который прошло кино.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться