«Улица имени героя». Неуловимый «Балтиец», или Одиссея Ивана Пролыгина

07 Мая 2020 11810
25 февраля 1977 года, в связи с включением микрорайона Индустриальный в состав города Лиды, райисполком назвал улицу, расположенную между промышленной зоной и жилым микрорайоном, улицей Сосновой, улицу, проходящую по западной границе микрорайона, улицей Притыцкого, а по южной границе – улицей Ивана Александровича Пролыгина, командира партизанского отряда «Балтиец».

Впрочем, сегодня улица Пролыгина уже не окраина микрорайона, а окна квартир ее жителей – с видом на новую жизнь: рядом выросли многоэтажные застройки улицы Республиканской. Да и улица Свердлова, соединяющая микрорайон Индустриальный, в том числе улицу Пролыгина, с основной частью города Лиды, стала современным проспектом. Если бы Иван Александрович мог это видеть!..

Дорогами испытаний

Сколько бы лет ни прошло после окончания Великой Отечественной войны, люди и события, с ней связанные, не сотрутся из памяти народной. Дерзкий мечтатель Иван Пролыгин, который в юные годы грезил морем, пройдя школу закалки и испытания войной, стал умелым стратегом, твердым, целеустремленным и неустрашимым партизанским командиром, имя которого навсегда сохранится в памяти жителей города Лиды. Впрочем, «имен» у него было много: Балтиец, Ванька-Матрос, Цыган – под ними знали не только Пролыгина, но и его отряд, который наводил ужас на фашистов, считающих, что в лесах партизанских отрядов и вовсе три.

Простой паренек из-под Могилева, он окончил строительное училище и речной техникум. Военную службу проходил в городе Кронштадте, служил в доковой команде при Кронштадтском морском заводе, был старшиной крейсера «Максим Горький» Балтийского флота. Там и застала его война. Боевое крещение получил при обороне Ленинграда, где командовал пулеметным взводом морской пехоты и был тяжело ранен, захвачен в плен.

Именно с этого времени, а точнее, с дерзкого побега из плена, когда он пешком, только по ночам, с самодельным компасом сумел пройти из Германии через всю Польшу в белорусские леса, и начинается партизанская одиссея Ивана Пролыгина. Так считает ветеран Великой Отечественной войны Илья Иванович Горбачевский, соавтор (вместе с Иваном Кирилловичем Пеньковским) книги «Отряд назывался «Балтиец».  

Здесь, на Лидчине, в лесах между деревнями Мелегово и Бурносы, Иван Пролыгин встречается с партизанской группой Александра Коннова и сам становится партизаном. Из Лидского района его группе пришлось перебазироваться в Липичанскую пущу. Там она влилась в партизанский отряд имени Ворошилова. Пролыгин участвовал во многих боевых операциях, несколько раз ходил на «железку». На его личном счету – множество истребленных гитлеровцев. Здесь проявился у Пролыгина и командирский талант: его назначили старшиной отряда. 

Бросили якорь у Ольховки и назвали отряд «Балтийцем»

Партизанская бригада имени Кирова получила приказ активизировать диверсионную работу на железных доро­гах. Решено было вблизи города Лиды создать новый пар­тизанский отряд, вовлечь в него местных жителей, наладить с их помощью надежные связи с патриотами в населенных пунктах, где размещены вражеские гарнизоны, и прежде всего с городом Лидой. Новый отряд должен стать опорной базой разведывательной и диверсионной деятельности партизан в этом районе. Группе Пролыгина и поручено было это ответственное дело. «Якорь бросим здесь, – сказал он как-то на одном из собраний, приведя группу в окрестности деревни Ольховка (ныне Новогрудский район). – Места тут глухие, люди надежные, и до цели рукой подать». Цели – это коммуникации, дороги между Лидой, Новогрудком, Ивьем. Люди – местные патриоты. Коль брошен якорь и у руля стоит матрос, то имя новому отряду дали «Балтиец».

Пролыгин создал боеспособный партизанский отряд, который наносил колоссальный урон фашистам с минимальными собственными потерями. Одновременно он создал масштабную агентурную сеть вокруг отряда. На близком и дальнем расстояниях насчитывалось более 30 групп разведчиков-связных и подпольщиков. По численности это был еще один боевой отряд! Активные подпольные группы отряда действовали в деревнях Морино, Кривичи, Залейки, Бурдуки, Дямонты, Шептуны и др. Патриоты получали боевые задания от партизан и успешно выполняли их. Не было случая, чтобы враг смог застать партизан отряда «Балтиец» врасплох, даже при жесточайших блокадах. 

Умелый стратег и тактик, Иван Пролыгин планировал и просчитывал каждый шаг отряда в целом и партизан, связных в частности. К примеру, Илья Горбачевский вспоминает, что командир запретил связным самостоятельно навещать отряд. В ту пору всех подозрительных, передвигавшихся в партизанской зоне, беспощадно убивали немцы. Этим были спасены жизни многих разведчиков-связных и подпольщиков. 

Весной 1943 года отряд «Балтиец» совместно с «Искрой» провел первую крупную операцию по срыву лесосплава по реке Неман. Партизаны и их помощники из числа местного населения систематически разрушали связь между городами Новогрудком, Лидой и городским поселком (ныне город) Ивье, громили немецкие гарнизоны. 

А вот как описывает одну из диверсий на железной дороге в канун Пасхи 1943 года командир в своих воспоминаниях: «В Лиде ожидали прибытия праздничного эшелона с подарками, который должны были сопровождать важные чины гитлеровской армии и гестапо. Наши партизаны отправились на перегон железной дороги Лида – Барановичи. В их задачи входило заминировать мост через реку вблизи деревни Новины, взорвать его в момент прохождения состава, уничтожить сопровождающую охрану и, если будет возможность, взять «языка». Мост усиленно охранялся. Справа и слева от него, в каких-нибудь пятистах метрах, были расположены доты с сильными огневыми точками, а почти рядом – немецкий гарнизон Гута. Лес от железной дороги был вырублен немцами с обеих сторон на 100-150 м. Минер Николай Хлопин, пользуясь моментом, когда часовой поворачивался к нему спиной, метр за метром пробирался все ближе и ближе к цели. Его окружали заросли молодой лозы, камыша. Наконец толовая взрывчатка заложена, шнур от кольца взрывателя Николай протянул в кустарник метров за 150 от моста. И вот послышался паровозный гудок. На перроне станции Лида ударили в литавры, зазвучала бравурная музыка. Это благодарные «фатерлянду» за заботу о них солдаты и офицеры вышли встречать поезд. Времени прошло немного. 47 товарных вагонов тянули два паровоза. Они спешили под уклон. До моста оставалось 200-250 м. Николай дернул шнур. Взрывчатка сработала отлично. Мост взлетел в воздух. Эшелон пошел под откос. Все, кому удалось выскочить из вагонов, попали под шквальный огонь пулеметов и автоматов».

28 июня 1943 года в 2 часа ночи группа партизан на железной дороге Лида – Молодечно, подорвав мину, пустила под откос эшелон. Паровоз и 18 вагонов с военными грузами, две платформы с техникой оказались разбитыми. Как потом сообщила разведка, при крушении эшелона погибло 18 гитлеровских солдат и 86 получили ранения. За этой операцией последовали другие. 3 июля партизаны подорвали вражеский эшелон на железной дороге Лида – Барановичи. Паровоз, 8 вагонов с живой силой и 2 вагона с боеприпасами пошли под откос. По сообщению разведчиков, при крушении погибло и было ранено несколько десятков гитлеровцев.

Ефим Гапеев, руководитель Лидского партизанского соединения, высоко ценил действия Пролыгина как командира отряда «Балтиец». Он высказывал мысль, что продлись еще боевая деятельность отряда, командир его мог бы быть представлен к высшей награде – званию Героя Советского Союза.

Под мирным небом

В мирной жизни неустрашимый и неуловимый командир «Балтийца» непродолжительное время работал заместителем председателя Лидского горисполкома. Затем – начальником Лидского стройуправления (из которого впоследствии образуется строительно-монтажный трест №19). А в 1949 году по совету врачей сменить климат Пролыгин уезжает в Украину, в город Горловку Донецкой области, где также работает на руководящих инженерных должностях. 

Его боевые заслуги по достоинству оценены: Иван Александрович награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом «Знак Почета» и многочисленными медалями. В 1965 году ему присвоено звание «Почетный гражданин г. Лиды». 

Он поддерживал связь с Лидой, любил приезжать сюда на день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, переписывался со своими сослуживцами по партизанскому отряду, с музеем. 

Кстати, идея написания книги о боевом пути партизанского отряда «Балтиец» принадлежит именно ему, командиру Ивану Александровичу Пролыгину. К сожалению, он успел описать лишь некоторые эпизоды и нарисовать схему связей партизан с подпольщиками, которые работали в разных уголках Лидского, Ивьевского и Новогрудского районов. Но са­мый основной вклад Ивана Александровича состоит в том, что он, чуть ли не каждый год приезжая в Беларусь, при встречах очень много рассказывал о пройденном боевом пути отряда. При этом он был неутомим, мог рассказывать без устали до полуночи. Пошатнувшееся здоровье не позволило Пролыгину осуществить мечту. Тогда взялся за перо комиссар отряда Иван Кириллович Пеньковский. В сжатой форме изложил он свои воспоминания в двадцати ученических тетрадях. Накануне смерти Иван Кириллович передал свои воспомина­ния Илье Горбачевскому с наказом дора­ботать материал и опубликовать его. 

Новые горизонты улицы Пролыгина

Со времени основания улицы Пролыгина прошло более сорока лет. Казалось бы, все: и дома, и школа, и детские сады – на своих местах. Но облик улицы стал совершенно иным, современным. В последние годы его украсили новые магазины, аптека, костел, церковь. Со всех сторон улицу Пролыгина окружила новая жилая застройка. 

В календарь событий на этой улице можно по праву вписать закладку аллеи Материнской славы в 2018 году. Она расположилась между домами №4а по ул. Пролыгина и №5 по ул. Республиканской. Три десятка молодых деревьев высажены в ней. Место выбиралось неслучайно. Микрорайон Индустриальный в последнее время прирастает многоэтажками. Новоселами в них становятся молодые семьи, многие из них многодетные.

Еще одна особенность закладки аллеи в том, что инициатива посадки зеленых насаждений исходила от районного исполнительного комитета и районной организации ОО «Белорусский союз женщин».

Пролыгина помнят

Память о партизанском командире хранят в средней школе №12. Пионерская дружина носит имя Ивана Пролыгина. В школьном музее хранят книгу Ильи Горбачевского с авторской надписью, а также фото со школьной линейки 1985 года с участием Ефима Даниловича Гапеева, который много вспоминал о неуловимом «Балтийце» и его командире. 

Учитель иностранного языка СШ №12 Алиция Сусло живет на улице Пролыгина с 1987 года, вот уже более тридцати лет. «Когда-то мы переехали сюда по обмену квартирами. Выбирали микрорайон целенаправленно, – говорит Алиция Яновна. – В то время у нас было двое маленьких детей, а здесь, рядом с домом, были два детских сада, средняя школа. И вообще место это было живописное: окна выходили на поля, где цвел лен. Рядом – лес, ягоды, грибы. Рукой подать до дачного поселка, где мы приобрели дачу. Все, что нужно молодой семье, мы получили здесь, на улице Пролыгина. Со временем жизнь улучшилась. В микрорайоне появилась новая застройка, стало больше магазинов. Это хорошее место для жизни и отдыха». 

Учащаяся 10 класса СШ №12 Дарья Марсова родилась и выросла на улице Пролыгина. «Мне нравится мой микрорайон, тихий, спокойный и в то же время оживленный, – говорит девушка. – О Пролыгине, конечно же, знаю. Во время Великой Отечественной войны он организовал партизанский отряд. В школе, на классных часах, нам много рассказывают о нем».

Станочник ОАО «Лидастройматериалы» Иван Гудень живет на улице Пролыгина с детства. Его родители приехали на работу на это предприятие и трудились на нем со дня открытия. Здесь, уже со своей семьей, супругой Верой и сыном Сергеем, живет Иван. У семьи Гудень символичная связь со своей улицей, а точнее – с тем, в честь кого она названа. Бабушка Ивана Ирина Александровна Ярмош из деревни Морино была партизанской связной в отряде «Балтиец». Два ее брата Петр и Евгений были партизанами в этом же отряде, а третий, Михаил, по заданию партизан служил у полицаев (он пропал без вести, выполняя одно из заданий). Бабушка, которую в деревне называли Раиной, рассказывала внукам, как выполняла поручения отряда и передавала сведения на нужные объекты между Лидой и Ивьем, спрятав записки в длинных волосах. Историю партизанской одиссеи Пролыгина семья знает из первых уст. 
Поделиться
2Комментарии
Авторизоваться
img
Пользователь Пожаловаться
Доброго времени суток. Статья занимательная. Интересно, откуда взято чёрно-белое фото? Иван Александрович - моряк Балтийского флота - мой родственник. И мужчина на фото не очень похож на моего прадеда из Горловки...
09:2223 Апреля 2022
img
ОльгаЯхонтова
Спасибо за отзыв. Тем более приятно, что статью прочел родственник Ивана Пролыгина, чьим именем названа улица нашего города. Все фото и данные статьи взяты из архивов Лидского историко-художественного музея.
Ответить
09:25 25 Апреля 2022