«Теперь каждый год иная молодежь, со своими ценностями, взглядами, подходами к жизни». Директор Лидского колледжа ответил на 25 вопросов о личном

24 Июля 2019 2496
Недавно Лидский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» возглавил Андрей Николаевич Семашко. Мы попросили руководителя главного учебного заведения в Лиде стать гостем рубрики «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном».

1. Андрей Николаевич, где вы родились? Кем были ваши родители?

– Родился я в деревне Феликсово Гостиловского (сейчас Можейковского) сельсовета. Там и по сей день находится родительский дом, за которым я ухаживаю. Мне нравится бывать на своей малой родине и потому, что здесь живут замечательные люди, к которым я отношусь с большим уважением.

Родительский дом построен на земле, издавна принадлежавшей моим предкам. Отец был представителем (где-то в седьмом колене) этой феликсовской родовой ветви. А моя мама родом из Витебской области. Попала в Западную Беларусь во время войны.  Ее  и  бабушку вместе с другими мирными жителями фашисты отправили в Германию. Однако эшелону, в котором везли рабочую силу, где-то в районе Желудка дорогу преградили немецкие танки. Так мама с бабушкой остались в нашей местности.

В семье, в которой я вырос, воспитывалось трое сыновей (к сожалению, моих братьев, как и родителей, уже нет с нами). Родители всю жизнь проработали в совхозе «Малое Можейково».  

2. Вспомните школьные годы, как выбирали будущую профессию.

– Начальную школу окончил в родном Феликсово, в четвертом и пятом классах учился в Гостиловской школе,  затем перешел  в Маломожейковскую среднюю школу, ее и оканчивал. Именно учителя  сыграли основную роль в выборе мною профессии. Да и сама  работа учителя мне нравилась. Помню, еще в начальной школе наблюдал, как учительница делает записи в рабочей тетради. Не совсем понимая, что это за записи, дома, взяв тетрадку, начал расчерчивать ее какими-то линиями, представляя себя учителем. А когда я учился в Маломожейковской школе, нередко заходил в класс к моему младшему братику Вите. Малыши сразу собирались возле меня и просили рассказать о картинках в букваре. Дело в том, что я их трактовал по-своему – например, об изображенном  идущем человеке мог поведать целую увлекательную историю. Думаю, уже тогда, на уровне подсознания, я хотел быть педагогом.

В старших классах директор Маломожейковской школы Николай Иванович Мороз, который преподавал у нас физику,  предложил мне заниматься заочно на факультете довузовской подготовки в Гродненском государственном университете. Я съездил на сессию и понял: педагогика и физика – это мое. Правда, сначала я поступил на производственный поток физфака. Но когда после первого курса вместе с другими ребятами был призван в армию (служил в  ВДВ в Литве), а затем опять вернулся, чтобы продолжить учебу в университете,  принял осознанное решение  перейти с производственного потока на педагогический.

3. Не пожалели о принятом решении перейти с более престижного на то время промышленного потока на педагогический?

– Ни в коей мере. Учиться мне было очень интересно. Более того, я познакомился с очень замечательной личностью, профессором, доктором медицинских наук Анатолием Ивановичем Яроцким. Представьте, человеку было семьдесят лет, а он занимался большим теннисом, ходил на руках! Вместе с тем Анатолий Иванович являлся прогрессивным ученым. То, что он предложил мне   стать его помощником в исследовательской работе, было для меня познавательно и полезно. Анатолий Иванович также предлагал мне после окончания университета продолжить научную деятельность. Но я уехал обратно на свою Лидчину. Во-первых, меня тянуло в педагогику, во-вторых, посчитал нужным быть поближе к дому, чтобы помогать отцу и брату. Правда, позже я окончил магистратуру при Гродненском университете и являюсь магистром педагогических наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (физика)»,  имею ряд публикаций в международном журнале и изданиях ВАК.

4. Как продвигались по карьерной лестнице в Лидском районе вплоть до назначения на должность директора Лидского колледжа?

– В качестве молодого специалиста, преподавателя физики, получил распределение в среднюю школу № 8. Через несколько лет работы тогдашний директор школы Валентин Федорович Казаков, заметив у меня наличие организаторских способностей, предложил мне должность заместителя директора по воспитательной работе. В 1999 году Юлиан Михайлович Гриневич, на то время директор Лидского индустриального техникума, пригласил меня на должность заместителя директора по воспитательной работе. Я благодарен судьбе, что она сводила меня с такими замечательными людьми, которых считаю своими наставниками по жизни. Кстати, Юлиан Михайлович научил меня уважительному отношению к ветеранам Лидского колледжа, и я всегда рад встрече с этими людьми.  Ведь нынешний колледж – это во многом их заслуга.

5. Насколько я знаю, в колледже вы не только работали в качестве заместителя директора, но и преподавали предметы. Преподаете ли теперь, когда назначены на должность руководителя учебного заведения?

– В колледже преподавал физику, основы технической механики, астрономию, оптику. А в этом году, поскольку много времени занимает административная работа, веду физику и основы технической механики, правда, меньшее количество часов, чем раньше. Однако я постоянно общаюсь с учащимися в социальных сетях. Несколько лет назад разработал интерактивный учебник по физике. Мне хочется не только донести таким образом ребятам  знания по физике, но и объяснить философию физики. А она заключается в уникальных законах, которые применимы для общества. Рассмотрение теории, формул в чистом виде, теоретическое решение задач не представляют для учащихся интереса. Важно объяснить им все, скажем так, «на пальцах», как некогда в начальной школе я объяснял своему братику картинки, привлечь их внимание и научить думать самостоятельно. С помощью социальных сетей я изучаю индивидуальные особенности своих воспитанников, их интересы и склонности, затем использую это для развития личности ребят. Исходя из  индивидуальных интересов, стал привлекать учащихся к научной деятельности.

Ежегодно последние пять лет как преподаватель физики проводил конференции учащихся «От философии физики до философии жизни». Мне хотелось показать современную молодежь с позитивной стороны, ее добрые дела. Так, например, один из учащихся, Артур Семененко, рассказывал, как во время летних каникул ухаживал за больными людьми из дома-интерната. 

6. Отличается ли современная молодежь от молодежи вашего поколения?

– Даже и сравнивать нечего. Если раньше молодежь менялась через пять лет, потом через три года, то теперь каждый год иная молодежь, со своими ценностями, взглядами, подходами к жизни. Возьмем чисто внешние факторы. Лет двадцать назад около каждого дома был вытоптан газон: дети бегали, играли в футбол. Сейчас на газонах травка не помятая, да и на спортивных площадках, которых в нашем городе предостаточно, ребят не так уж много. Подрастающее поколение ушло в виртуальный мир. Вот и использую, как я вам говорил, Интернет, мобильные телефоны в образовательных целях.

7. Как вы считаете, кем вы в первую очередь являетесь для учащихся колледжа?

– В первую очередь в любой ситуации стремлюсь оставаться человеком. А статусы, в зависимости от ситуации, разные: в колледже – руководитель, на занятиях – преподаватель, а в личной беседе – друг, старший товарищ, тот, с кем можно доверительно поговорить, от кого можно получить совет и поддержку.

8. Когда вы стали директором колледжа, изменилось ли отношение к вам ваших коллег? Как оцениваете потенциал коллектива? На что направляете подчиненных?

– Об отношении ко мне коллег сужу по действиям: пятнадцать лет я проработал заместителем директора по воспитательной работе, затем пять лет – просто преподавателем. И отношение ко мне не менялось. Вот это приятно. Что касается коллектива в целом, то он достаточно опытный, с большим потенциалом. Более половины преподавателей имеют высшую и первую категории. У нас работают три кандидата наук, аспиранты, магистранты, магистры. 

А на что в первую очередь настраиваю коллектив? На то, чтобы  создавали доброжелательные, творческие взаимоотношения с учащимися и коллегами. Это не значит, что преподаватель должен быть добреньким. Если надо – быть требовательным профессионалом, но в любом случае оставаться человеком, понимающим и любящим воспитанников.

Также я заостряю внимание коллектива на том, что сейчас новый век и нужно учитывать, что молодежь изменилась и подходы в работе с ней должны быть инновационными, современными.

Безусловно, нацеливаю коллектив на подготовку востребованных, высококвалифицированных специалистов. В этом году мы распределили всех выпускников (в некоторых случаях на одного специалиста поступали даже две заявки).  Но нельзя стоять на месте – надо идти дальше. 

9. Поделитесь планами на будущее.

– Планы большие. Так, например, планируем при колледже открыть образовательный центр, поскольку у нас есть высококлассные специалисты преподавательского состава, готовятся будущие учителя и воспитатели. В центре смогут заниматься ученики начальной школы, с которыми будут проводиться занятия, развивающие игры. Центр будет проводить и подготовку и переподготовку специалистов со средним специальным образованием по рабочим специальностям. Есть идеи (и уже имеются наработки) по интерактивным дистанционным формам обучения. Мы планируем организовать курсы для наших учащихся, а также приглашать на курсы преподавателей школ региона. Кроме этого, используя интернет-технологии в рамках образовательного центра, мы собираемся вести подготовку специалистов востребованных специальностей из числа людей с ограниченными возможностями.  

На базе автомобильного отделения планируется создание студенческого СТО. Здесь учащиеся будут и проходить практику, и, возможно, пополнять бюджет – как свой, так и колледжа. Перспективное и отделение электроники. Ребята пишут компьютерные программы, снимают учебные фильмы, готовят презентации по учебным дисциплинам, работают над идеей дистанционного управления токами, вносят другие интересные рационализаторские предложения.

10. Чем наполнен ваш рабочий день как руководителя?

– Около семи часов утра я прихожу на работу, смотрю техническое состояние колледжа, аудиторий, кабинетов, помещений, безопасны ли условия пребывания  в учебном заведении. С половины восьмого я встречаю ребят, “сканирую” их настроение, внешний вид, общаюсь с ними. Затем (в зависимости от конкретного дня) веду занятия в качестве преподавателя. На больших перерывах также выхожу в коридор, во двор, чтобы видеть, что происходит вокруг, и опять же стараюсь пообщаться с ребятами. А после занятий – сугубо административная работа: совещания, конференции, общение с родителями и т. д. 

11. Чью поддержку вы ощущаете как руководитель учебного заведения?

– Искренние слова благодарности за поддержку хочется сказать ректору Гродненского государственного университета Ирине Федоровне Китурко, всему ректорату. Я чувствую поддержку коллектива колледжа, учащихся, их родителей, а также Юлиана Михайловича Гриневича, Ивана Александровича Якшевича и других ветеранов Лидского колледжа.

С бывшими и нынешними работниками колледжа.

12. Какой главный принцип в вашей жизни?

– Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

13. Хотелось бы услышать о вашей семейной жизни. Где познакомились с будущей супругой? Кто она по профессии?

– Познакомился с будущей женой во время учебы в университете. Сейчас Галина Михайловна работает преподавателем физики в средней школе № 14. Она замечательный человек. Я всегда восхищаюсь ее мудростью. Это перешло к ней от ее мамы, моей уважаемой тещи Анны Александровны. Она всегда являлась образцом в поведении для моей жены. Супруга понимает мое длительное пребывание на работе, поскольку ее отец Михаил Владимирович в свое время был директором школы-интерната для слабослышащих, поэтому все проблемы, связанные с работой в учреждении образования, ей известны. Жена участвует вместе со мной в исследовательских проектах, есть совместные публикации.

14. А сколько в семье детей? Они учатся, работают?

– У нас двое детей: Сергей и Маша. Сергей окончил БНТУ, магистратуру этого учебного заведения, а также магистратуры в Вильнюсе и Зеленой Гуре. Имеет сертификат управленца международного уровня. Мне нравится вести с сыном дебаты. В отдельных вопросах сын, как представитель молодого поколения, лучше знает жизнь. Однако нередко принимает и мою точку зрения.

Машенька тоже окончила БНТУ, только строительный факультет. Она инженер по оценке. Живет и работает в Минске. Она целеустремленный, а также  добрый, любящий человек. Я горжусь своими детьми. Приятно, что они уважительно относятся к нам, родителям.

15. Не сомневаюсь, что вы, как говорится, человек рукастый и делаете много по дому. 

–  Физика помогает. Зная ее законы, я когда-то освоил профессию печника. Могу сделать камин, печь любой конструкции. Вспоминаю слова папы: “Дай Бог уметь все делать, но только не все делать самому”. В деревне, дома, работы по хозяйству хватало. С тех пор имею привычку работать на земельном участке в Феликсово. Нравится копать, садить, собирать урожай, делать заготовки на зиму.

16. Возможно, поделитесь каким-нибудь фирменным рецептом?

– Готовлю апельсиновый сок из фруктов, выращенных на Лидчине. Удивлены? Главный ингредиент здесь – алыча. Собранные фрукты нужно перемыть, помять любым подходящим способом. Затем из массы процедить сок (это можно сделать без труда, если влить немного кипяченой воды). Добавить к нему равную порцию сахара и натереть в расчете на один литр один апельсин с кожурой. Из такого концентрата можно получить два ведра сока, по вкусу не отличающегося от апельсинового. Концентрат, доведя до кипения,  можно закатать в банку на зиму, и он прекрасно сохранится, если в него добавить спирт в расчете одна ложка на литр концентрата.

17. Ну а блюда повседневной кухни также можете приготовить без труда?

– Скажу больше: когда дети подрастали, я понимал, что вскоре они пойдут учиться в учебные заведения, будут жить отдельно, самостоятельно, а значит, им надо уметь готовить. В выходные дни мы давали маме отдохнуть, а сами шли на кухню и учились готовить. А ко мне лично кулинарные навыки пришли в детстве. У нас в семье было трое ребят, и когда мамы не стало, приходилось кухарить самим. 

18. Каждый из нас совершал поступки, за которые сейчас стыдно. Вы корите себя за что-нибудь?

– К сожалению, часто молодой человек не может понять старшего, поскольку не прошел его жизненный путь. Я тоже не всегда понимал своих родителей. Теперь, когда родители ушли из жизни, думаю: наверное, надо было уделять им больше внимания.  

19. Самый радостный день в вашей жизни?

– Рождение детей. Помню, когда собирался встречать жену и сына из роддома, приехала теща. Спрашивает: “А костюм ты зачем надеваешь?” Отвечаю: “А как иначе одеваться в самый торжественный момент в жизни?!” 

20. Из каких источников получаете необходимую, важную для себя информацию? Что читаете?

–  Для меня, как физика, очень важны реальные события. Наблюдаю их и анализирую. Можно сказать, читаю между строк. Безусловно, живое общение и Интернет никто не отменял. 

21. Ваше основное увлечение? 

– Работа. Я получаю удовольствие, радость от педагогической  деятельности. Мне нравится общение с детьми. А если иногда, как говорится, бывает перегрузка организма, уезжаю в деревню, где тишина и покой, работаю на земле, общаюсь с соседями.

22. Как поддерживаете свою физическую форму? 

– На работу и с работы стараюсь ходить пешком. Люблю посещать баню. Главный консультант по моему здоровому образу жизни, сын, подстегивает меня посещать бассейн, тренажерный зал. Некогда преподаватель Гродненского университета Анатолий Иванович Яроцкий привил мне любовь к большому теннису, поэтому в багажнике машины для удобного случая всегда имеются теннисные ракетки и мячи.  

23. Как вы относитесь к религии?

– К любой религии отношусь с  уважением. Сам православный, посещаю церковь. Я физик, материалист, но, тем не менее, понимаю, что происхождение Вселенной и зарождение жизни на Земле – это не просто стечение обстоятельств. С другой стороны, я подхожу к этому вопросу с той точки зрения, что вера и посещение храма приносят пользу человеку: они успокаивают находящуюся в смятении душу, появляется желание делать добро ближнему. К слову, в свое время, чтобы создать позитивную студенческую традицию, на пожертвования учащих и учащихся Лидского колледжа была написана икона Святой Татьяны, которая находится в Лиде, в Свято-Георгиевском храме. 

24. В нашем разговоре вы с особым теплом говорили о своей малой родине. Насколько изменилось Феликсово с того времени, когда вы были ребенком?

–  Хотя сейчас в деревне построены современные коттеджи, жителей в ней становится все меньше и меньше. Болит душа за ее будущее…

25. Ваше пожелание жителям Лиды и Лидского района?

– Желаю здоровья (это актуально для каждого), искренности во взаимоотношениях, мудрости в мыслях, словах и действиях и комфортного состояния души.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться