«Когда любишь железную дорогу, ты должен отдавать ей всю душу». Начальник станции Лида Александр Хвасько ответил на 25 вопросов о личном

22 Апреля 2019 3589
Александр Хвасько – начальник станции Лида УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги». Более 25 лет он возглавляет это предприятие. Труд Александра Васильевича отмечен многочисленными наградами Белорусской железной дороги и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Александр Хвасько является депутатом Лидского районного Совета депутатов. Об его человеческих качествах люди говорят с большим уважением. Учитывая все это, редакция «Лідскай газеты» попросила Александра Васильевича стать гостем постоянной рубрики «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном».

1. Александр Васильевич, как так сложилось, что вы решили связать свою жизнь с железной дорогой?

– Родился я в деревне Полоная Кореличского района. В 1974 году окончил Кореличскую среднюю школу и решил поступать в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Ведь с самого раннего детства с интересом смотрел на железную дорогу. Родители ни в выборе профессии, ни в выборе вуза «за тридевять земель» не перечили. Тут определенную роль сыграло то, что в Ростове-на-Дону жили родственники. Отец дал мне 25 рублей, и я бесстрашно отправился в дальнюю дорогу. Сдал в институте экзамены и поступил. 

2. В Беларусь, на родину, тянуло?

 – Тянуло. Я с удовольствием приезжал домой на каникулы. В 1979 году, когда подошло время распределения, выбрал Курск – город, который был ближе всех к Беларуси из предложенных мест. Кстати, при распределении я шел одним из первых: институт окончил на отлично, участвовал в общественной работе, был комсоргом группы.

В Курске мне как молодому специалисту предложили должность дежурного по станции Льгов Московской железной дороги, через год – заместителя начальника, а с 1982 по 1986 год я возглавлял станцию. Вместе со мной в Курск отправилась и моя жена. С Машей мы учились в одной школе, но отношения завязались, когда я приехал во время учебы в институте на каникулы. В 1980 году мы поженились. Мария Михайловна работала медсестрой в санатории «Новоельня». Нашла работу по специальности и в Курске, в узловой больнице. Не возникло у нас проблемы и с жильем. Тем не менее в 1986 году мы приняли решение вернуться в Беларусь. Родители начали стареть, им необходимы были наши помощь и внимание. Да и по родине скучали. Я перевелся в Барановичское отделение Белорусской железной дороги на должность заместителя начальника станции Волковыск. Через семь лет, в 1993 году, мне предложили должность начальника станции Лида. Выделили квартиру по улице Тухачевского.

3. Какое впечатление произвела на вас станция, когда впервые приехали в Лиду?

– Помню, ехал в Лиду со своим одноклассником Сашей Гоцко. Остановились на путепроводе. Окинул я взглядом станцию с высоты: сплошные деревья, сквер с памятником Ленину, а еще пакгаузы, забор бетонный. Подумал: тут работы мне хватит.

4. А каким показался вам сам город?

– Уютный, компактный, люди доброжелательные. К слову, кто бы из коллег из других отделений железной дороги – Могилевской, Витебской областей – ни приезжал в Лиду, у них такое же мнение. Честно скажу, поначалу думал: проработаю несколько лет в Лиде – и переведусь в Барановичи. Однако потом, когда поступали предложения, особого желания уезжать не было. Привык. Мне нравится работа, мне нравится расположение многоэтажки, в которой живу (рядом лес, природа). Да и город стал родным.

5. Я тоже помню, какими были объекты станции Лида раньше, вижу, какими стали теперь. Расскажите подробнее об изменениях, которые произошли. 

– Работы было проделано много. Руководством Барановичского отделения Белорусской железной дороги было принято решение передать в управление станции железнодорожный вокзал. В начале 2000-х мы провели его ремонт, благоустроили территорию, обустроили сквер. Но более разительные изменения произошли в 2010 году, во время подготовки к республиканским «Дажынкам», не только территории, но и здания вокзала.

Также на баланс станции Лида решением руководства были переданы и все прилегающие здания, сооружения, коммуникации. (К слову, на нашем балансе сейчас находится 95 объектов.) И здесь тоже, как говорится, пришлось засучить рукава. Было построено новое административное здание. В него мы собрали все службы, которые находились в разных зданиях. 

Чтобы обеспечить безопасность граждан, территорию станции по границе с городской территорией мы обнесли забором. Вместо старого пешеходного моста был построен новый. 

Во избежание травматизма работников на станции было установлено светодиодное освещение, рабочие места надлежаще освещаются. Да и станция в вечернее время смотрится очень эстетично.

6. Некоторые считают, что станция Лида – это и есть железнодорожный вокзал. Что включает в себя станция Лида? Сколько человек работает в организации?

– Станция Лида – это не только вокзал, но и товарная станция. Также с декабря 2016 года в состав станции Лида включены 10 промежуточных станций: Минойты, Неман, Гутно, Гавья, Юратишки, Скрибовцы, Рожанка, Гуды, Бастуны, Беняконе. Основной задачей этого явилась централизация административного и оперативного управления, направленная на повышение эффективности эксплуатационной деятельности, усиление контроля за удаленными от отделения железной дороги станциями, усовершенствование технологического процесса. Наше объединение сейчас самое большое на Белорусской железной дороге: расстояние до дальней промежуточной станции – порядка 70 километров. 

Занимаемся мы перевозкой пассажиров, багажа, грузов, формированием грузовых поездов. Загружаем до тысячи вагонов в месяц. К станции Лида примыкает 21 подъездной путь лидских предприятий и организаций. Поезда формируем по 4 направлениям: Гродно, Барановичи, Вильнюс, Молодечно. На формировании поездов постоянно заняты 3-4 локомотива. У нас имеется контейнерная площадка с тремя кранами грузоподъемностью 32 тонны для выгрузки и погрузки контейнеров. 

В настоящее время в штате у нас 325 человек. 

Начало  2000-х.  Во  время  благоустройства  станции  Лида.

7. Скажите, а в штате стрелочники есть? Вы, как в той пословице, в случае чего не сваливаете вину на «стрелочника»?

– В том понимании, как было раньше, стрелочников нет. Эта должность сейчас называется «оператор поста централизации». Операторы находятся на маневровой вышке, и процесс осуществляется не механически, а с помощью электропривода. Более того, на перспективу на Белорусской железной дороге рассматривается вопрос диспетчерской централизации. В Минске строится диспетчерский центр, и управление будет вестись оттуда. 

Что касается «вины стрелочника», то я, как руководитель, при любых огрехах в первую очередь смотрю, где сам недоработал. Да и работники у нас опытные, ответственные.

8. Депутатом районного Совета депутатов вы избирались впервые?

– Да, впервые. Когда поступило предложение баллотироваться в депутаты, согласовал его с руководством Барановичского отделения Белорусской железной дороги и дал добро. На выборах избиратели поддержали мою кандидатуру. 

9. Вы, как депутат, участвуете в работе сессий. Какие вопросы из тех, которые обсуждаются, вам ближе?

– Я за четверть века настолько, как говорится, сжился с Лидой и Лидчиной, что меня волнует все. Со своей стороны, как депутата, так и руководителя, тоже хочется что-то реальное сделать для города. На сегодняшний день проведены ремонтные работы на переезде по улице Свердлова и там уже открыто автомобильное движение. Прорабатывается вопрос безвозмездной передачи на баланс местной власти железнодорожного клуба. Это отремонтированное, добротное здание сейчас стало великоватым для железнодорожного узла, не имеет стопроцентной загрузки, а для целого города будет в самый раз. Планируется, что, когда клуб будет передан, за свои освободившиеся от содержания здания средства мы займемся ремонтом и устройством четырех полос движения по улице Красноармейской, возле ГАИ.

10. Как часто к вам обращаются избиратели?

– Я всегда открыт для диалога и в любое время, когда я на месте, могу принять посетителей. Люди обращаются по вопросам трудоустройства, приходят с вопросами неустроенности жизни, быта. Людские проблемы принимаю близко к сердцу и стараюсь помочь.

11. Хотелось бы подробнее узнать о ваших близких. Кем работали ваши родители?

– Родители жили в деревне Полоная Кореличского района и работали в местном хозяйстве. Отец – механизатором, мама – дояркой на ферме, а когда с возрастом стали болеть руки (ведь дойка в то время велась вручную), перешла в полеводы. К сожалению, родители уже ушли из жизни (мама – в прошлом году).

12. Вы сказали, что создали свою семью в 1980 году. Насколько расширилась она почти за четыре десятилетия? 

– У нас с Машей один сын. Живет в Минске. Он подполковник милиции, женат. В его семье двое деток. Василинке шесть лет, Максимке два года. Внуки – наша особая, большая радость.

13. Вы живете в квартире, но и там забот хватает. Что берете на себя из домашних забот?

– Для меня, если жена занята, не составляет проблем убрать дома, приготовить кушать, да и стирка при наличии стиральной машины не проблема. Есть у меня такая черта характера (возможно, где-то педантичная) – люблю порядок. Также нравится работать на даче, там физической работы побольше. 

14. А что готовить умеете? 

– Набор блюд, конечно, минимальный. Суп могу сварить, картошку пожарить, яичницу. Я, кстати, внуков приучаю к домашним делам. Конечно, Максимка еще маленький, а вот с Василинкой, когда приезжает в гости, мы играючи кухарим. Приобщает и она меня к своим увлечениям – любит рисовать, лепить. Вот это для меня дело сложное. 

15. Близки ли вам такие мужские увлечения, как охота, рыбалка?

– Рыбалку люблю. А еще грибы люблю собирать. Походить по лесу – одно удовольствие. А когда солнечная погода – кажется, душа поет. А если вдобавок кошелку трофеями тихой охоты наполнишь – вдвойне радостно. 

16. Вы любите природу. Какие поры года нравятся?

– Все. Но тут вот какой вопрос. Например, мне нравится зима, чувствую себя зимой очень комфортно. Люблю, когда падает снег. Но появляется волнение: как там, на станции, дела, как стрелки из-за снежного покрова переводятся, возможно, необходимо проводить дополнительные мероприятия. Ведь наша задача – обеспечить движение поездов по графику. Через станцию за сутки проходит 2,5-3 тысячи вагонов, а 19 ноября прошлого года их прошло аж 4141.

17. Экстренные случаи были?

– Всякое бывает. Но особых проблем не возникало.

18. Круглосуточная работа станции, необходимость слаженных и четких действий работников, мне кажется, приравнивают вашу организацию к оперативным службам. Это так?

– Практически да. Я, можно так сказать, всю жизнь прожил рядом с телефоном. И дачный участок брал в массиве Боровка, чтобы был недалеко от дома и от работы. Ведь часто не только в рабочее время приходится вмешиваться в решение вопросов, корректировать, управлять. Ты любишь железную дорогу? Значит, должен отдавать ей всю душу – тогда будет результат.

Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов вручает Александру Хвасько знак «Почетный железнодорожник».

19. Мне лично иногда, когда мимо проносятся пассажирские поезда, хочется купить билет, сесть в вагон и отправиться в далекое путешествие или на отдых. А у вас возникает такое желание? 

– Нет. Ведь, как я уже сказал, я жил и учился за пределами республики, поколесил по многим городам. Возможно, и работа накладывает свой отпечаток: привязан к ней, к дому. Мне очень комфортно жить и отдыхать в нашей родной Беларуси. Во время отпусков езжу в белорусские санатории. Кстати, здравницы нашей Белорусской железной дороги очень хорошие: в Барановичах – «Магистраль», под Новогрудком – «Свитязь». 

20. Каждый из нас с уважением вспоминает тех, кто был рядом во время становления в профессии. Кого из лидчан вспоминаете вы?

– Когда в 1993 году приехал в Лиду, меня встретил коллектив железнодорожного узла. Николай Николаевич Чилей, Сергей Николаевич Кузнецов, Степан Иосифович Кулеш – опытные руководители, помогли мне на определенном этапе становления «вжиться» в должность, решить бытовые вопросы. А сейчас я сам уже ветеран в профессии.

21. Вы вступили во взрослую трудовую жизнь в советские времена. Назовите наиболее положительную сторону того прошлого. 

– Помню, когда работал в Волковыске, оператор Цвикович позвонила по телефону и сказала: «Александр Васильевич, смена не пришла. Разрешите мне сходить домой, предупредить семью, взять обед. Ведь нужно остаться еще на сутки». Она понимала ответственность: работа на железной дороге – это непрерывный цикл, и выпадения одного звена из общей цепи быть не должно. Такая вот была сознательность у людей.

22. А как оцениваете нынешнюю молодежь, которая приходит работать на железную дорогу?

– Сейчас по единому квалификационному справочнику требования к специалистам повышены, за плечами должен быть как минимум железнодорожный колледж, поскольку оборудование и механизмы стали сложнее. Так что приходят профессионально подготовленные кадры. Возможно, по сравнению с нашим поколением у нынешней молодежи нет той искорки в глазах, но я точно знаю: раз готовы посвятить выбранной нелегкой профессии свою жизнь, работа им нравится. 

23. Барановичское отделение Белорусской железной дороги нередко организовывает для своих работников спортивно-массовые мероприятия. Коллектив станции Лида не остается от них в стороне. А вы лично участвуете?

– Я участвую в командных игровых видах спорта. Вообще, поддерживать физическую форму надо и для здоровья в том числе. Рядом с нашим домом находится школьный стадион. Нередко ранним утром выхожу на легкую пробежку. Это придает бодрости перед началом рабочего дня.

24. Три самые важные вещи в жизни?

– Здоровье, семья и работа. Сколько раз убеждался: если что-то из этих составляющих меняется не в лучшую сторону – меняется и жизнь человека. 

25. В конце интервью «25 вопросов о личном» я прошу своих собеседников сказать пожелание лидчанам. Давайте не будем отступать от традиции. 

– Я желаю лидчанам крепкого здоровья, семейного благополучия, чтобы у всех людей была достойная зарплата, чтобы они растили деток и были счастливы.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться