«В системе образования мужчин должно работать больше». Заведующий дошкольным центром развития ребенка №1 ответил на 25 вопросов о личном
24 Января 2019
5743
1. Как получилось, что вы оказались на не совсем мужской должности – заведующего дошкольным учреждением?
– Профессию педагога выбрал для себя задолго до окончания школы (а учился я в СШ №3). Осознанно поступал в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, на дефектологический факультет. Начиная с 10-го класса, целенаправленно готовился к поступлению. Представлял то, чем буду заниматься, – работу с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Правда, не в дошкольном учреждении, а в школе. Но когда в качестве молодого специалиста я вернулся обратно в Лиду, в управлении образования мне предоставили место работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) в специализированных яслях-саду № 16 для детей с нарушением зрения. Старался по максимуму делать все от меня зависящее, чтобы малыши в будущем были востребованы обществом, не ограничены в профессии. Связывать свою жизнь с административной работой я не планировал. Однако через шесть лет, в 2010 году, мне предложили должность заведующего дошкольным центром развития ребенка №1 г. Лида. Я взял некоторое время на раздумье, советовался с семьей и в конце концов согласился.
2. Скажите, исходя из личной практики, какие качества особенно нужны руководителю дошкольного учреждения?
– Необходимо помнить, что учреждение дошкольного образования – это первое учреждение образования, в которое родители приводят своих детей. И как в нем сработает коллектив, какое отношение будет к ребенку, такое мнение сложится о системе образования в целом. А руководитель дошкольного учреждения должен быть, я считаю, коммуникабельным, уметь найти как к педагогу, так и к родителю, ребенку индивидуальный подход, быть участливым к каждому и к каждой ситуации, безусловно, грамотным, совершенствоваться в профессии. К этому стремлюсь. Вообще-то, я и по характеру человек общительный, активный.
3. Руководитель учреждения образования – это и администратор, хозяйственник. Насколько я знаю, в вашем центре развития за последнее время много сделано для комфортного пребывания воспитанников?
– Постоянно стараемся производить текущие работы в плане укрепления материально-технической базы нашего учреждения. Прошлым летом, например, впервые с момента открытия в 1971 году детского сада учреждение не работало в оздоровительную кампанию. Благодаря районной власти, управлению образования райисполкома в нашем центре развития проведен текущий ремонт пищеблока, его цехов, полностью заменено технологическое оборудование, отремонтирована прачечная, модернизированы складские помещения. За счет внебюджетных средств, при поддержке родителей в этом учебном году были отремонтированы две группы и две раздевалки, своими силами мы провели ремонт в спортивном зале (с заменой мебели и напольного покрытия), в холлах и другое.
4. Подчиненные оценивают своих руководителей словами «добрый» или «строгий», «жесткий». Вы к каким себя относите?
– Я, по-моему, отношусь к такой категории, как рационально оценивающий ситуацию. Если я вижу, что человек перегибает палку, – поставлю на место. Было немного сложнее, когда только пришел на должность. А сейчас в силу того, что на меня возложены определенные обязанности, без колебаний укажу сотруднику на недоработку, но при этом не унизив человека. Могу повысить голос, но на оскорбления не перехожу.
5. У вас сугубо женский коллектив. Делаете ли на это скидку?
– Из 62 человек вместе со мной мужчин пять. А делаю ли я скидку на то, что коллектив практически женский? Не знаю. В женском коллективе работать непросто. Нужно быть дипломатичным. Задача руководителя – вести подчиненных к успеху, а это можно делать, выстраивая в коллективе нормальные взаимоотношения.
6. Как находите взаимопонимание с родителями, бабушками, дедушками? Ведь каждый считает, что их ребенок самый лучший, и хочет, чтобы ему уделялся максимум внимания. И вообще, вас узнают в городе? Помните фильм «Джентльмены удачи», где заведующий 83-м детским садом Евгений Иванович Трошкин одной из причин своего нежелания играть роль вора-рецидивиста Белого называл то, что его знает весь Черемушкин район.
– Самое главное – выслушать родителей. Всегда стараюсь скрупулезно объяснить, почему ситуация сложилась так или иначе, ведь есть определенные правила, установленные законодательными документами, и надо их придерживаться. В Лиде меня действительно многие знают. Ведь немало детей прошло через наш центр развития.
7. Кстати, вам нравится фильм Александра Серого «Джентльмены удачи»?
– «Джентльмены удачи» люблю пересматривать. Фильм интересный, не посредственный. А друзья нередко говорят мне: мол, смотрим этот фильм – тебя вспоминаем. В 2010 году, когда меня назначили на должность, в Гродненской области я был первым мужчиной-заведующим. А сейчас много мужчин возглавляют дошкольные учреждения – в Островце, в Сморгони. Есть они и в других областях республики. Иногда встречаемся на курсах, на семинарах, общаемся по телефону. Я глубоко убежден, что в системе образования мужчин должно работать как можно больше.
Среди победителей конкурса «Руководитель года».
8. У вас в центре проводится много мероприятий. Каково ваше участие в них? Отдаете «на откуп» воспитателям и присутствуете в качестве заведующего?
– Действительно, мероприятий проводится много. Конечно, я присутствую не на всех – очень много времени уходит на решение хозяйственных, административных вопросов центра. Но основные мероприятия посещаю обязательно, будь то новогодний, осенний утренники, утренники к 8 Марта, к Международному дню защиты детей, ставшие традиционными «вячоркі». Обязательно присутствую на выпускном наших старших воспитанников. Ведь так много хочется сказать ребятам и их родителям на прощанье с детским садом.
А вот в группы я захожу ежедневно, независимо от того, как складывается день. Это знают сотрудники. Смотрю какой-то один режимный момент: обед или ужин, организацию образовательного процесса. И каждый раз стремлюсь пообщаться с детьми, затрагивая любую тему: погоду, настроение, день рождения, как прошел день и т. д.
9. Что, по-вашему, нужно, чтобы найти общий язык с ребенком?
– Надо быть с ним на равных, скажем так, опуститься со своего роста и вровень с ним смотреть ему в глаза. Ведь ребенок хоть и маленький, но все равно заслуживает уважения. И, конечно, нужны максимум внимания к нему, общение. Я не только руководитель дошкольного учреждения, но и отец. Однако какой бы уставший ни был вечером, обязательно стараюсь найти минуту для своих детей, а в выходные проводить с семьей время по максимуму.
10. Вспомните себя в детстве. В какой сад вы ходили? Чем отличается современный детский сад от сада того времени?
– Я ходил в 29-й детский сад, который расположен в микрорайоне Росляки. Это было начало 80-х. Вспоминаю, что воспитатели четко придерживались распорядка дня. У нас проходили различные занятия, мероприятия, мы нередко ходили играть в район кургана, совершали с воспитателями прогулки. Но все же сейчас мероприятий в садах проводится больше. Наверное, потому, что время шагнуло вперед и появилось больше возможностей. Я часто говорю родителям: приводите ребенка в детский сад, с бабушкой и дедушкой хорошо, но шагнуть из детсадовской жизни в школьную вашему сыну или дочери будет значительно легче.
11. Какие, например, стишки из детства помните вы?
– Больше всего нам читали Чуковского и Маршака. Когда-то я знал наизусть весь «Кошкин дом». Кстати, став взрослым, освежил в памяти детские стихи, читая их своим дочерям.
12. Чему учили вас родители?
– Мои родители Мария Степановна и Степан Александрович из Лидского района, из деревни Красное. Приехали работать в Лиду. Папа получил агрономическое образование, трудился в «Зеленхозе» главным агрономом. Но, к сожалению, отца рано не стало, он умер в сорок лет. Мама по профессии медик, всю жизнь проработала фельдшером в школах. Мама всегда хотела, чтобы кто-то из ее детей был педагогом. Но мой старший брат решил стать военным, окончил военную академию. А вот мне желание мамы пришлось по душе – и я выбрал педагогическую стезю. «Сынок, это тот труд, который всегда будут ценить», – говорила она. Действительно, без учителя не было бы врача, инженера, строителя. Мы с братом безмерно благодарны маме, которая воспитывала нас одна, за то, что приложила все силы, чтобы дать нам высшее образование. Она очень мудрая женщина.
13. Чему учите своих детей? Как я поняла, у вас в семье подрастают девочки.
– Старшей, Меланье, одиннадцать лет, она учится в средней школе № 8, а младшей, Варваре, шесть лет, она ходит в детский сад. А чему мы учим детей? Стараемся с женой на личном примере показать, что нужно уважать взрослых, не обижать младших, всегда протягивать руку помощи другим людям, не врать (это золотое правило нашей семьи). Даем дочерям и обычные житейские навыки.
14. Как и где познакомились с женой?
– С Еленой познакомился во время учебы в университете (она тоже училась на дефектологическом факультете, только на два года младше). Когда я, получив диплом, уехал в Лиду, наши отношения не прервались. А через два года, после окончания университета, в Лиду приехала работать и Лена. Мы поженились. Сейчас Елена работает в яслях-саду № 22 г. Лида логопедом.
15. Вас с супругой можно увидеть в храме. Значит, вы люди верующие. Когда пришли к Богу?
– Во мне это заложили с детства. Бабушка и мама нередко посещали Зблянскую церковь, брали с собой меня. Моя супруга тоже из верующей семьи. Так что мы с ней всегда шли по жизни с верой.
16. Есть ли у вас общее увлечение?
– В последнее время очень любим пешие прогулки, как теперь принято говорить, активный отдых. К слову, сама жизнь настолько активная, что посещать спортзал некогда, а вот время прогуляться на свежем воздухе можно выкроить. Тем более что мы живем в районе кургана. Здесь после подготовки к республиканским «Дажынкам» появилась хорошая парковая зона.
17. Какие еще ваши любимые места в Лиде?
– Замок, Свято-Михайловский кафедральный собор – это то, что символизирует наш город! Вообще, люблю Лиду в целом. Когда нахожусь в отъезде, очень тянет домой, на наши красивые, чистые улицы. Да и мой брат, который живет в Ярославле, раз в год обязательно приезжает домой, считает, что ему надо зачерпнуть энергетики родного города. Моя жена родом из Пинска, но Лиду любит не менее, чем свою малую родину. У нас удивительный город!
18. Чувствовали ли вы ответственность за то, что представляете все дошкольное образование Лидского района, когда, победив в районном этапе, стали участником областного конкурса «Руководитель года»?
– Безусловно. Много времени ушло на подготовку к конкурсу, в которой принимал участие весь коллектив центра, чтобы достойно показать работу дошкольного учреждения. Была представлена наша управленческая инициатива «Каб мова гучала, каб ёй ганарыўся народ». Актуальность темы подтверждается социальной значимостью формирования национального самосознания общества, приобщения к национальной культуре, языку, традициям подрастающего поколения. В условиях современного общества сложилась тенденция двуязычной языковой среды. Я твердо убежден: для того чтобы расширить сферу использования белорусского языка, повысить престиж белорусскоязычной речевой практики общения, необходимо, чтобы белорусский язык стал предметом изучения, познания, исследования еще на дошкольном этапе жизни человека.
Также перед жюри надо было представить мини-эссе, выдержать экзамен на знание нормативно-правовых документов. В итоге по сумме полученных баллов вышел в финал, заняв второе место среди представителей регионов области.
19. Помимо награды за победу в конкурсе «Руководитель года», какие еще поощрения получали в своей жизни?
– Наше дошкольное учреждение находится на лидирующих позициях в рейтинге учреждений дошкольного образования района. Кстати, среди лучших оно было всегда. Когда пришел на должность заведующего, одну из своих задач видел в том, чтобы сохранить и приумножить успех.
Мы участвуем во многих мероприятиях, которые проходят на районном, областном, республиканском и международном уровнях, и у нас немало побед...
20. Чью поддержку ощущаете в работе?
– Во всем меня поддерживает семья. Всегда ощущаю поддержку своего замечательного коллектива и коллег, с которыми работаю в административном корпусе, и, безусловно, управления образования райисполкома.
21. Какие можете назвать самые счастливые моменты из своей жизни?
– Вступление в брак с Еленой, рождение детей…
22. Любили ли вы в детстве манную кашу? Кушаете ее сейчас?
– Каши, и манную в том числе, ел всегда. Они полезны. И сейчас у нашей семьи каши присутствуют в утреннем рационе. Но, честно сказать, мясо я люблю больше.
23. При вашей жизненной энергии мне кажется, что вы должны увлекаться каким-нибудь активным видом спорта.
– Так и есть, увлекаюсь футболом. В любом проявлении. С детства любил с друзьями погонять мяч, да и сейчас не против. Я активный болельщик, регулярно посещаю домашние и выездные матчи МФК «Лидсельмаш», ФК «Лида». Не раз бывал на играх сборной Беларуси, даже выезжал на московское дерби. И не я один. Есть у нас сообщество болельщиков, мы сдружились на почве футбола. Кстати, моя младшая дочь Варвара тоже любит бывать на матчах в Лиде. Ее, как и нас, захватывают эмоции от этой интересной игры.
24. А бывать на природе любите?
– Маме остался родительский дом, за ним нужно ухаживать. Поэтому постоянно ездим в деревню Красное. Там очень красивые места, недалеко протекает Неман. Я люблю собирать грибы. Правда, в такие свои походы отправляюсь один. Тогда остаешься наедине с природой, да и ощутить азарт тихой охоты можно в полной мере.
25. Что пожелаете лидчанам?
– Хочу пожелать мира, добра, здоровья, чтобы мы все трепетно и бережно относились к своему городу и, бывая за его пределами, помнили, что нас всегда ждут дома – в Лиде.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.